«Лиса и кувшин». Русская народная сказка

Где же ещё можно стащить курочку, как не у мужика? Удобно и недорого. Может быть, так думала лиса, что из русской народной сказки «Лиса и кувшин»? Всё предусмотрела рыжехвостая, да вот незадача – её тихим занятиям мешал кувшин, который мужик повесил. Рассердилась лиса на кувшин…

«Лиса и кувшин»
Русская народная сказка

К одному мужику повадилась лиса ходить, кур красть. Мужик повесил кувшин. Ветер в кувшин дует. Он гудит: «Бу-бу-у; бу-бу-у!». Приходит лиса и слушает, что такое гудит, увидала кувшин, схватила его за обрывок и надела себе на шею.

Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя, - говорит, - утоплю.

И понесла кувшин в прорубь; стала его топить. Кувшин захлебнулся водою: бурк-бурк-бурк-бурк и тянет лису с собою на дно. Лиса просит:

Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала.

Кувшинище-дурачище не слушается, все тянет на дно, и утопил лису!

Вопросы к сказке «Лиса и кувшин»

Зачем приходила лиса к дому мужика?

Почему кувшин мешал лисе?

Как решила лиса отомстить кувшину?

Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?»

Вышла баба на поле жать и спрятала за снопы кувшин с молоком. Подобра­лась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и бу­дет - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать - поиграл, да и полно».

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки, устанавливают их на под­ставки.

Взрослый беседует с детьми на тему «Откуда хлеб пришел». Рассказывает о том, что сначала в поле сеют пшеницу и рожь, из них вырастают хлебные колосья, в которых к осени созревает зерно. Это зерно собирают и перемалы­вают в муку. А уже из муки пекут хлеб. Помогают людям в этой работе раз­ные машины: сеялки, тракторы, комбайны. Мелют зерно на мельницах, а хлеб выпекают в пекарнях в больших печах.

Взрослый напоминает детям, что заяц, лиса, волк, белка, медведь - это дикие животные (они живут в лесу).

Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не пере­бивать говорящего).

Обучающие - совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «пе­ред»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».

Развивающие - тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, уме­ние отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.

Оснащение:

Предметные картинки -кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);

Демонстрационный рисунок «Где кувшин?» (рис. 11, с. 36).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, каких ди­ких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они услышат старин­
ную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое,
им придется отгадать. Прочитайте детям загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам название сказки, которую они сейчас услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте или расскажите детям сказ­ку «Лиса и кувшин», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто пришел в поле? (Баба.)

Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные ко­лосья. Серп - это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни ком­байнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.)

Что, кроме серпа, принесла баба в поле? (Кувшин.)

Что было в кувшине? (Молоко.)

Для чего баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, по­пить молока.)

Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)

Кто нашел кувшин? (Лиса.)

Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)

Как лиса достала молоко из кувшина? (Всунула в кувшин голову.)

Что потом случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

Что лиса говорила кувшину? («Отпусти меня. Пошутил - и будет».)

Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? (Нет.)

Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? (Ли­са.)

Что лиса стала делать? (Стала топить кувшин.)

Утонул ли кувшин? (Да.)

А лиса? (Да.)

Удалось ли лисе перехитрить кувшин? (Нет.)

4. Сказочные загадки. Положите на столе перед детьми картинки с изображе­ниями серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки. Предложите детям слушать внимательно и показывать отгадки.

Месяц-молодец Днем в поле блестел, А к ночи на небо взлетел. (Серп)

На соломинке дом, Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)

Среди поля встанет В соломенном кафтане. Подпоясан не поясом, А хлебным колосом.

5.Подвижная игра «Сноп и колос». Предложите детям выйти на лужок и са­мостоятельно сделать кружок. Скажите, что сейчас они будут изображать поле с хлебными колосьями.

Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложите детям показать сноп - много колосьев, собранных вместе. Для этого малышам надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.

Когда движения будут разучены, объясните детям правила подвижной игры: по команде «колосья» малыши должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изо­бразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь схо­диться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.

Несколько раз смените команды «сноп» и «колос».

6. Где кувшин? Покажите детям картинку «Где кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед снопом», «за снопом».

Уточните, что при этом находится впереди, а что сзади (сноп или кувшин). Найдите картинки, где кувшин стоит слева от снопа, а где - справа.

Затем дайте индивидуальные задания детям: показать с помощью декорации «сноп» и атрибута «кувшин» все эти варианты расположения одного предмета относительно другого.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин».

Цели занятия

Воспитательные - сформировать у детей умение, не перебивая, слушать от­веты товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей сочувствие, жела­ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.

Обучающие - совершенствовать мелкую моторику, умение регулировать си­лу удара; расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: добрый - злой, умный - глупый, хитрый - простодушный, честный - нечестный (обман­щик); ввести в речь детей обобщающее слово «посуда»; дать детям представление о частях, из которых состоит посуда: дно, крышка, носик, горлышко, ручка; со­вершенствовать навыки связной речи у детей.

Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание (умение диффе­ренцировать шумы, подбирать недостающую деталь предмета по форме); учить детей размышлять, находить выход из трудной ситуации.

Оснащение:

Фигурки персонажей сказки - баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

Предметные картинки - кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);

Декорации: поле, река (см. вклейку);

Посуда (чашка, бутылка и чайник);

Карандаш;

Настольная ширма;

Демонстрационный рисунок «Лиса разбила кувшин» (рис. 12, с. 37);

Листы с индивидуальным графическим заданием (рис. 13, с. 37) по количе­ству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Предложите детям вспомнить, какие русские народные сказки с участием лисы они знают. («Колобок», «Тере­мок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».)

2. Подумаем вместе. Спросите у детей, какой в сказках бывает лиса - чест­
ной или нечестной (обманщицей), доброй или злой, умной или глупой, хитрой
или простодушной. Вместе с детьми сделайте вывод, что лиса в сказках чаще
всего бывает хитрой и всех обманывает.

После этого спросите детей: «А в сказке „Лиса и кувшин" какой оказалась лиса? (Злой и глупой. Лиса сумела обмануть бабу, но кувшин перехитрить не смогла. Рассердилась лиса на кувшин - захотела его утопить, да вместе с ним и себя погубила.)

3. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пере­
сказ сказки «Лиса и кувшин». При пересказе каждый ребенок говорит по 1-
2 предложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пере­
сказ. Сами последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей,
совершайте с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей
возникают затруднения, то задайте ему наводящий вопрос или начните следую­щую фразу сами.

4. Всем поможем. Скажите детям, что лисе надо было не сердиться на кув­шин, а получше подумать, как избавиться от него. Предложите малышам самим
поразмышлять на эту тему. Если дети не сумеют найти выход из сложной ситуа­ции, покажите им картинку, как лиса разбила кувшин (рис. 12, с. 37), и попро­сите высказать свое мнение.

Скажите, что если бы лиса не сердилась, а вместо этого хорошенько подума­ла, то смогла бы освободиться от кувшина. А вот баба все равно расстроится. Придет она отдохнуть после работы и увидит, что кувшин разбит и молока нет. Надо помочь бабе - собрать и склеить ее кувшин. Предложите детям вниматель­но посмотреть на картинку (рис. 13, с. 37) и выбрать из осколков тот, который подойдет по форме к разбитому кувшину.

5. Узнай по звуку. Похвалите детей за починенные кувшины и скажите, что
у вас нет настоящего кувшина, но зато есть другая посуда. Поставьте на столе пе­ред малышами бутылку, чашку и чайник. Постучите по ним карандашом,
и предложите детям запомнить, какой звук издает каждый из этих предметов.
Затем поставьте на стол ширму, спрятав за ней посуду, и пригласите одного из
детей загадать звуковую загадку товарищам.

Предупредите, что, в отличие от лисы, нам посуду бить нельзя, с ней надо об­ращаться осторожно, поэтому стучать карандашом надо не сильно. Вызванный ребенок подходит к столу, берет карандаш и стучит по одному из предметов посу­ды. Остальные дети по звуку отгадывают, что звучало. Пригласите по очереди всех детей загадать звуковую загадку товарищам.

6. Назови части. Уберите со стола ширму и предложите детям внимательно
рассмотреть посуду. Покажите и назовите малышам ее части - дно, горлышко,
ручку, носик и крышку.

Предложите детям еще раз назвать и показать все эти части и повторить на­звания предметов: бутылка, чашка, чайник.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лиса и кувшин»

Пересказ сказки «Лиса и кувшин »

Цели : рассказывать сказку «Лиса и кувшин » без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином ; объяснить значение слова «жать» ; подбирать синонимы к глаголам; учить составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу, упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов; побуждать использовать в речи разные интонации .

Наглядный материал. Сказка «Лиса и кувшин » .

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а вручную с помощью серпа (показать картинку серпа) .

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать.» -говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Это пора называлась «жатва» .

(Картинка с жатвой убирается)

2. Основная часть

И вот что однажды случилось на жатве…

А)Чтение сказки «Лиса и кувшин »

кувшин с молоком . Подобралась к кувшину лиса кувшина вытащить не может .

Ходит лиса , головой мотает и говорит :

Ну, кувшин кувшинушко

Не отстает кувшин , хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса :

Побежала . Кувшин-то утонуть утонул , да и лису за собой потянул.

Б) Словарная работа

Воспитатель объясняет детям значение слова «жать-убирать хлеб» .

Кувшин – это сосуд с узким горлышком.

Серп. ручное орудие, служащее при уборке хлебов - для их срезания (жатвенный нож) .

В)Беседа по сказке «Лиса и кувшин »

В :-О чем рассказывается в этой сказке?

Д :-О том, как лиса попала в кувшин .

В :-Как она попала в кувшин ?

Д :- Она подобралась к кувшину , сунула в него голову.

В :-Как она сначала разговаривала с кувшином ?

Д :-Ласково…она его просила.

В :-Какие слова она говорила?

Д :- кувшинушко , голубчик!

В :-А как лиса стала потом говорить?

Д :-Сердито, она угрожала кувшину

В :-Какие слова она говорила?

Д :- «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю»

В :-Чем заканчивается сказка?

Д :-Лиса хотела утопить кувшин ,но утонула сама.

Б)Физминутка

А сейчас лисичка предлагает вам, ребята, немножко отдохнуть и выполнить её любимое упражнение «Лиса » .

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса !

До чего же хороша!

В) Повторное чтение сказки (читаю и одновременно выставляю картинки)

Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином в начале и как после.

(выставляется 1 картинка)

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком .

Подобралась к кувшину лиса , всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может .

(выставляется 2 картинка)

Ходит лиса , головой мотает и говорит :

Ну, кувшин , пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко ! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин лиса :

Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

(выставить 3 картинку)

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить . Кувшин-то утонуть утонул , да и лису за собой потянул.

Д) Пересказ (с помощью картинок подсказок)

(вызываются двое детей для пересказа. Один из них должен рассказывать сказку, другой –говорить за лису.)

(Выставляется 1 картинка)

Автор : -Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком . Подобралась к кувшину лиса , всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может . Ходит лиса , головой мотает и говорит :

(выставляется 2 картинка)

Лиса :- Ну, кувшин , пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко ! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Автор.: -Не отстает кувшин , хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса :

Лиса :- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

(выставляется 3 картинка)

Автор : -Побежала лиса к реке и давай кувшин топить . Кувшин-то утонуть утонул , да и лису за собой потянул.

3. Заключительная часть

В :- В :- Обычно лиса хитрая и умная в других сказках, всех обманывает. А в этой сказке она какой показана?

Д :-Хитрой и глупой.

В :-Почему?

Д :-Она не понимала, что утопив кувшин утонет и сама .

В :-Можно ли сделать такой вывод из этой сказки : «За вину умный винит себя, а глупый – другого» .

Д :-Да

В :- В чем была виновата лиса ?

Д :-В том, что она взяла чужое без спроса.

В :-И что тогда кувшин сделал ?

Д :-Наказал ее за это.

В :-Как?

Д :-Не выпускала ее голову из кувшина .

В :-А лиса поняла , что она виновата?

Д :-Нет,она не понимала свою вину, а обвиняла кувшин . Хотела проучить кувшин , а проучила себя.

В :-Подходит ли к этой сказке пословица : «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?»

А какие вы знаете пословицы и поговорки про добро и зло?

Путем зла не доходят до добра;

Худо тому, кто добра не делает никому.

Список использованной литературы

1. Занятия по развитию речи в детском саду . Программа и конспекты . книга для воспитателей детского сада\О. С. Ушакова,А. Г. Арушанова,А. И. Максаков,Е. М. Струнина,Т. М. Юртайкина. Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Изд-во «Совершенство» ,1999.-384с.

2. http://mypresentation.ru/presentation/lisa_i_kuvshin_russkaya_narodnaya_skazka

Вышла баба на поле жать и спрятала за снопы кувшин с молоком. Подобра­ лась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и бу­ дет - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать - поиграл, да и полно».

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки, устанавливают их на под­ставки.

Взрослый беседует с детьми на тему «Откуда хлеб пришел». Рассказывает о том, что сначала в поле сеют пшеницу и рожь, из них вырастают хлебные колосья, в которых к осени созревает зерно. Это зерно собирают и перемалы­вают в муку. А уже из муки пекут хлеб. Помогают людям в этой работе раз­ные машины: сеялки, тракторы, комбайны. Мелют зерно на мельницах, а хлеб выпекают в пекарнях в больших печах.

Взрослый напоминает детям, что заяц, лиса, волк, белка, медведь - это дикие животные (они живут в лесу).

Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не пере­бивать говорящего).

Обучающие - совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «пе­ред»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».

Развивающие - тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, уме­ние отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.

Оснащение:

    фигурки персонажей сказки - баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

    предметные картинки -кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);

    декорации: поле, река (см. вклейку);

    демонстрационный рисунок «Где кувшин?» (рис. 11, с. 36).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, каких ди­ких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они услышат старин­ ную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, им придется отгадать. Прочитайте детям загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам название сказки, которую они сейчас услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте или расскажите детям сказ­ку «Лиса и кувшин», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки. Кто пришел в поле? (Баба.)

Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные ко­лосья. Серп - это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни ком­байнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.)

Что, кроме серпа, принесла баба в поле? (Кувшин.)

Что было в кувшине? (Молоко.)

Для чего баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, по­пить молока.)

Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)

Кто нашел кувшин? (Лиса.)

Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)

Как лиса достала молоко из кувшина? (Всунула в кувшин голову.)

Что потом случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

Что лиса говорила кувшину? («Отпусти меня. Пошутил - и будет».)

Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? (Нет.)

Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? (Ли­са.)

Что лиса стала делать? (Стала топить кувшин.)

Утонул ли кувшин? (Да.)

А лиса? (Да.)

Удалось ли лисе перехитрить кувшин? (Нет.)

4. Сказочные загадки. Положите на столе перед детьми картинки с изображе­ниями серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки. Предложите детям слушать внимательно и показывать отгадки.

Месяц-молодец Днем в поле блестел, А к ночи на небо взлетел. (Серп)

На соломинке дом, Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)

Среди поля встанет В соломенном кафтане. Подпоясан не поясом, А хлебным колосом.

5.Подвижная игра «Сноп и колос». Предложите детям выйти на лужок и са­мостоятельно сделать кружок. Скажите, что сейчас они будут изображать поле с хлебными колосьями.

Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложите детям показать сноп - много колосьев, собранных вместе. Для этого малышам надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.

Когда движения будут разучены, объясните детям правила подвижной игры: по команде «колосья» малыши должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изо­бразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь схо­диться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.

Несколько раз смените команды «сноп» и «колос».

6. Где кувшин? Покажите детям картинку «Где кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед снопом», «за снопом».

Уточните, что при этом находится впереди, а что сзади (сноп или кувшин). Найдите картинки, где кувшин стоит слева от снопа, а где - справа.

Затем дайте индивидуальные задания детям: показать с помощью декорации «сноп» и атрибута «кувшин» все эти варианты расположения одного предмета относительно другого.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин».