Происхождение А. Н. Майкова. Последние годы жизни

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров . Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво "Подснежник".

Номера "Подснежника" за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он - переводчик бессмертного памятника древности "Слова о полку Игореве".

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, "нашел он свою честь и свое место", занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году в образованной и талантливой семье. Отец его был художником-живописцем, братья Валериан и Леонид – писателями. В доме отца часто бывали писатели, артисты, велись литературные беседы, спорили по вопросам искусства. Между прочим частым посетителем был И. А. Гончаров , дававший уроки старшим детям.

А. Н. Майков окончил Петербургский университет по словесному факультету, много занимался живописью, к которой чувствовал призвание, но слабость зрения заставила его отказаться от работы в этой области.

Портрет Аполлона Николаевича Майкова. Художник В. Перов, 1872

Стихи он начал писать, будучи еще в университете, первые опыты, как и Тургенев , отнес к профессору Плетневу, редактору журнала «Современник». Плетнев одобрил опыты Майкова. В 1840 г. в Одесском альманахе было напечатано стихотворение его «Сон», подписанное буквой М. Белинский приветствовал это стихотворение и угадал в авторе крупного поэта.

В 1844 году Майков издал первый сборник стихотворений, выдвинувший автора, как поэта. Крупным событием в его жизни была поездка в Италию, где Майков, как художник и любитель прекрасного в искусстве и природе, нашел богатый материал для изучения и наблюдения. Поэт посещал музеи и художественные галереи Италии и наслаждался природой. Пребывание в Италии имело большое влияние на его творческое развитие. После этого в Париже он слушал лекции профессоров по различным областям знания.

Вернувшись в Россию, Майков был библиотекарем Румянцевского музея, а после смерти Тютчева исполнял обязанности председателя комитета иностранной цензуры. Трехтомное собрание своих сочинений А. Н. Майков проредактировал лично.

Скончался он в 1897 году.

Майков Аполлон Николаевич (1821 - 1897), поэт.

Литературная деятельность Майкова, так же как Фета и Полонского, длилась больше полувека. На заре своей сознательной жизни он с непосредственностью современника воспринимал последние произведения Пушкина и творчество Лермонтова, а умер уже после выступления русских символистов.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Раннее детство он провел преимущественно в деревне - в имениях отца и бабушки в Московской губернии. Первые детские впечатления нашли свое отражение в позднейших поэтических симпатиях Майкова, в его любви к русскому пейзажу, в пристрастии к несколько наивному патриархальному быту.

Двенадцати лет Майкова отвезли в Петербург, куда скоро переехала и вся семья. В три года он прошел весь гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занимаясь римским правом, Майков изучил латинский язык и мог читать в подлиннике римских писателей. Греческого языка он в то время не знал и греческих писателей читал во французских переводах. Занятия римским правом, философией, чтение римских и греческих поэтов пробудили в Майкове глубокий интерес и любовь к античному миру, столь характерные для его творчества.

С ранних лет Майков жил в атмосфере литературных интересов и культа искусства. Отец его был живописцем; мать писала стихи и повести. Неслучайно в братья были причастны к литературе; один из них, Валериан, был выдающимся критиком 40-х годов. На вечерах у Майковых, о которых с восторгом вспоминал неизменно посещавший их И. А. Гончаров, бывали писатели, художники, артисты, музыканты. В течение нескольких лет выходил рукописный журнал, сотрудниками которого были все Майковы, Гончаров, преподававший поэту историю литературы, поэт Бенедиктов и др. Здесь появилось много стихотворений Майкова, напечатанных впоследствии в журналах.

С начала 40-х годов Майков начал систематически печатать свои стихотворения. В 1842 году он издал их отдельной книгой. Книга вызвала единодушное признание критики. Специальную статью посвятил ей Белинский, высоко оценивший молодого поэта. Считая, что в будущем Майкову не следует ограничиваться антологическими мотивами, отразившими его влюбленность в античный мир, Белинский вместе с тем горячо приветствовал простоту его стихов, отсутствие в них ложного пафоса и нарочитой изысканности, точность слова и образов. Критик противопоставлял Майкова поэтам, связанным со славянофильством (H. M. Языкову последнего периода его творчества, А. С. Хомякову, С. П. Шевыреву), и В. Г. Бенедиктову.

В 1841 году Майков окончил университет. После выхода первого сборника стихотворений он отправился в длительное заграничное путешествие. Только теперь Майков сделал окончательный выбор между поэзией и живописью, которой он занимался в течение ряда лет; большой успех сборника убедил его в том, что именно в поэзии его подлинное призвание. Майков довольно долго прожил в Италии, куда издавна стремился. Он написал там книгу стихов "Очерки Рима". Жил он и в Париже, усердно слушая университетские лекции. На обратном пути, в Праге, Майков познакомился с деятелями славянского национально освободительного движения - В. Ганкой и П.И. Шафариком.

Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков поступил библиотекарем в Румянцевский музей. К этому времени относится его знакомство с молодыми писателями, стоявшими тогда в центре литературной жизни: И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Д. В. Григоровичем и др., а также с Белинским и кружком М. В. Петрашевского. Майков испытал воздействие идей Белинского и петрашевцев, их взглядов на задачи современной литературы, их призыва к социально направленному, реалистическому искусству. Под влиянием этих идей написаны поэмы Майкова "Машенька" и "Две судьбы". Правда, влияние это было кратковременно, и Майков не включал эти поэмы в свои сборники и собрания сочинений.

Скоро он примкнул к консервативному лагерю и стал защитником так называемой "чистой поэзии". "Чистая поэзия" противопоставлялась в 1850-1860 годах поэзии гражданской, наиболее ярким представителем которой был Некрасов, поэзии, теснейшим образом связанной с передовыми идеями своего времени. Среди поэтов, защищавших идеи "искусства для искусства", Майков занимал свое, особое место. В отличие, например, от Фета, поэта, без сомнения, более крупного и оригинального, он стремился к пластичности изображения, точности зрительных образов, смысловой ясности. Основная стихия его поэзии - не лирическая взволнованность, а гармоническое "спокойствие" и "объективность".

Вторая половина 50-х годов - очень плодотворный период в творчестве Майкова. В эти годы написаны многие из его наиболее известных произведений, в том числе превосходные стихи, рисующие своеобразие и красоту русской природы ("Сенокос", "Осень", "Ласточки" и др.). В 1858 году Майков принял участие в экспедиции корвета "Баян" в Грецию. Предварительно он прочитал много книг и изучил новогреческий язык. "Баян" побывал не только в Греции, но и в Италии. Литературным результатом этой поездки были два цикла - "Неаполитанский альбом" (в него входит одно из лучших стихотворений Майкова - "Тарантелла") и "Новогреческие песни", в которых наряду с бытовыми и любовными мотивами нашла отражение борьба греков за национальное освобождение.

В дальнейшем творчество Майкова развивалось в нескольких направлениях. Еще больше, чем в предшествующие годы, он обращался в своих произведениях как к западной, так и к русской истории. С другой стороны, Майкова привлекали темы и мотивы, почерпнутые из народной поэзии разных стран; он переводил народные песни (белорусские, сербские, греческие), написал ряд стихотворений в духе народной лирики, поэмы "Бальдур" и "Брунгильда", темы которых заимствованы из скандинавского эпоса, и т. п. Много времени уделил он переводу "Слова о полку Игореве".

Сын Майкова проходил "Слово" в гимназии, и поэт перечитал его вместе с ним. Натолкнувшись на ряд неясных мест, неудовлетворенный членением "Слова" на части в сделанных до него переводах, Майков обратился со своими сомнениями к профессору И. И. Срезневскому, но тот ответил: "Сами добивайтесь!" И вот поэт изучает научную литературу о "Слове", сопоставляет его с эпосом других народов и только затем переводит. Четыре года, потраченные на перевод, Майков называл "вторым университетом" - уже не по юридическому, а по филологическому факультету.

Нужно, наконец, отметить один замысел, который волновал Майкова в течение почти всей его жизни и которому он отдал много лет труда. Это драматическое произведение на тему о столкновении христианства с язычеством. Первый его набросок, художественно слабый, появился еще в сборнике 1842 года, а окончательная редакция, под названием "Два мира", относится к 1881 году. Кто пожелал бы проследить шаг за шагом историю этого произведения, тот увидел бы и идейную эволюцию Майкова, и то упорство, ту настойчивость, с которыми он стремился лучше и ярче воплотить свой замысел.

В 1860-1870 годах творчество Майкова, окончательно порвавшего с передовыми кругами и печатавшегося главным образом в реакционном "Русском вестнике", не могло не встречать резкого отпора у критиков и писателей демократического лагеря. Помимо чуждых им тенденций в поэзии Майкова, некоторое значение имела здесь и его чиновничья карьера. В 1852 году он поступил в Комитет иностранной цензуры, где и служил до самой смерти. С 1882 года он стал председателем комитета.

Наряду с выпадами против "нигилистов", прославлением царствующих особ, наряду с религиозно-националистическими настроениями, усилившимися в его творчестве, Майков создает и отдельные стихотворения (например, "Емшан", "Весна" 1881 года), имеющие непреходящую художественную ценность.

В 80-х годах Майков писал мало. Взыскательный поэт переделывал старые произведения и подготовил к печати новое издание собрания своих сочинений. Умер Майков 8 марта 1897 года.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Вся моя биография - не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» - говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни - увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.

Литература или живопись?

Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, - писательницей и поэтессой. «Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», - вспоминал писатель Иван Гончаров , дававший в семье уроки литературы и русского языка.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

«Его стихи напоминают античных поэтов»

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».

Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» - так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».

За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I . На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.

Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике - «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Иван Крамской. Портрет Аполлона Майкова на рыбной ловле. 1883

Аполлон Майков. Речной пейзаж. 1854

Василий Перов. Портрет Аполлона Майкова. 1872

Кружок Петрашевского и натуральная школа

Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым .

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым . Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов. Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

…На полке книги - да, о человеке
Вы можете наверно заключать
По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать, -
Лежали там комедии Гольдони,
История мадонны и святых,
Либретто оперы, стихи Тассони
Да календарь процессий храмовых…

Аполлон Майков. Отрывок из поэмы «Две судьбы» (1845)

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. Это была моя глупость, но не подлость».

Славянофилы и «чистое искусство»

С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева . В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами». Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым , Петром Чайковским и другими композиторами.

Палехская лаковая миниатюра на тему «Слова о полку Игореве». Работа Анны Котухиной. 1956

В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.