Техника нлп взмах как делается. Взмах (Полное пошаговое описание метода Взмаха). Внеконтекстные взмахи и другие
Для того чтобы пункт 4 вы осуществили грамотно и, как говорится, «с чувством, толком и с расстановкой», познакомьтесь с важнейшими этапами и стадиями осуществления простого варианта техники взмаха (описание взято мною из книги Р. Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения»).
1. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?
2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т.е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то "еприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.
3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ - ка- Ким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен - который сильно влечет вас и нравится вам.
4.Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова - пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!
5. Проверка.
а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.
б) Другой способ проверки - поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.
Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Отчасти я об этом уже говорил. Не обнаружили «истинную» картинку-триггер (то, что действительно «запускает» нежелательное состояние или поведение). И не нашли устраивающий ваше бессознательное новый образ себя. Это - как основное и главное т. е. необходимое. А чтобы оно стало еще и достаточным, сообщаю вам четыре (пока) условия эффективных «взмахов» (привожу их по книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас - удивительно плодовитых энэлперов, с техниками которых вы не раз еще встретитесь на страницах этой книги).
1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно - то есть, чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.
2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении - от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.
3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.
4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».
Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах - это очень простая техника низшего Уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому я рекомендую вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. Так что станьте психотерапевтом и проделайте взмах с этим с амым другим. Помня, однако, что сейчас это нужно больше вам, чем ему, ибо вы просто тренируетесь (как известно, лучший способ понять что-то самому, объяснить это что-то другому). И, соответственно, ни в коем случае не пытаясь сразу взяться за какую-то серьезную проблему вашего партнера. А я, дабы вам легче было тренироваться, дам вам пошаговое описание техники взмаха (из книги В. Макдональда «Руководство по субмодальностям»).
Шаг 1. Пусть ваш «подопытный» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.
Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».
Шаг 3. Попросите вашего «подопытного» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.
Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя - как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новьш образом себя.
Шаг 5. Проконсультируйте «подопытного» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку хорошего себя, пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку - ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая - темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, - это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, что-Оы очистить экран. Проделай это только один раз».
Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.
Шаг 7. Теперь предложите «подопытному» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».
Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.
Техника «Взмах » позволяет изменять образ «Я» в проблемных ситуациях. Взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.
Взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.
Несмотря на то, что «Взмах» – это очень простая техника, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому рекомендуется вам потренироваться на ком-нибудь другом на несущественной проблеме. Для этого можно использовать нижеприведенную «пошаговую» запись техники взмаха (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).
Пошаговая запись
1. Пусть ваш «партнер» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.
2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».
3. Попросите вашего «партнера» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там , в той ситуации . Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.
4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ему или нет, чувства, порождаемые этим новым образом себя.
5. Проконсультируйте «партнера» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией.
Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку – ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая – темная.
Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ.
Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, – это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз…»
6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.
7. Теперь предложите «партнеру» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».
8. «Протестируйте» партнера , попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.
Полное пошаговое описание техники «взмах»
1. Определите проблему или ограничение.
Что вы хотите изменить?.. В чем вы дисгармоничны?.. Чем вы не удовлетворены?.. (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д. – нынешнее состояние).
2. Соберите информацию.
Скажем, я должен был бы на день заменить вас. Чтобы выполнить задачу до конца, мне нужно было бы продемонстрировать ваше ограничение. Научите меня, как это делать...
Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда вы кусаете ногти – что именно вы видите, /чувствуете/, слышите, что подталкивает вас к необходимости кусать ногти?», «Когда вы волнуетесь, что вы видите, /слышите/, чувствуете, что заставляет вас волноваться?..»
Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?» Попросите партнера создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение » (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».
Вам нужно выяснить, когда это делать (стимул) и как (процесс). Конкретно вам нужно знать, какие две аналоговые субмодальности изменяют стимул, и как они меняются, чтобы породить проблему. В сущности, вы выявляете, как партнер уже совершает взмах с собой, так, чтобы вы могли использовать процесс того же рода, чтобы совершить с ним взмах в каком-либо другом направлении.
Когда вы думаете, что знаете, как это делается - сделайтепроверку , испытав на себе. Если вы делаете тоже самое, что и ваш партнер, похожи ли ваши реакции? Партнер может делать что-то еще, о чем вы пока не знаете; или он может быть организован иначе, чем вы, так что это не сработает у вас таким же образом - если только вы не скопируете его взаимоотношения между субмодальными изменениями.
Когда вы получаете ту же реакцию, что и ваш партнер - это не обязательно означает, что ваша информация верна, но это хороший знак . Когда вы пробуете делать то же самое, что и партнер, его способ реагирования часто становится вполне обоснованным. Если не становиться - соберите больше информации, чтобы выяснить, что вы, возможно пропустили.
3. Разработайте желаемое «Я-образ» и проверьте его экологичность.
Скажите партнеру: «Представьте картинку себя : каким бы вы были, если бы у вас больше не было этой трудности . Каким другим человеком вы бы видели себя , если бы освободились от этого нежелательного поведения…» Убедитесь в том, что он представляет себе ДИССОЦИИРОВАННУЮ картинку себя как другого человека - более способного и имеющего больше выборов .
Убедитесь в том, что картинка:
отражает новое качество партнера, а не какое-нибудь конкретное поведение;
диссоциирована и остается таковой;
нравится партнеру;
не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).
Сначала разработайте желаемое Я-образ в той же системе, в которой репрезентатирован стимул, а потом выясните, как на него влияют те же самые две аналоговые субмодальности .
Как меняется реакция партнера на изображение себя, владеющего большим количеством выборов, когда вы усиливаете или ослабляете эту конкретную субмодальность?..
4. Экологическая проверка.
Скажите партнеру: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы партнер оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.
5. Обзор данных.
В этой точке надо иметь следующее:
а) Стабильно присутствующее ключевое представление, запускающее ограничение; и как могут быть использованы две сильнодействующие аналоговые субмодальности для варьирования интенсивности проблемной реакции.
б) желаемое «Я-образ» в той же системе восприятия, что и стимул; и как те же две субмодальности могут быть использованы для усиления или ослабления реакции партнера на представление желаемого Я-образа.
6. Создайте план «Взмаха».
Как использовать эти две субмодальности , чтобы связать Стимул-триггер с «Я-образом». Легче и безопаснее всего планировать для Стимул-триггера и «Я-образа» по отдельности.
а) Стимул. Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать с интенсивной реакции на стимул, а потом ослабить ее.
б) «Я-образ». Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать со слабоинтенсивной реакции, а потом усилить ее до максимальной интенсивности .
в) Совместите «а)» с «б)», чтобы определить начальное состояние как Стимула-триггера, так и «Я-образа» и переходы, которые приведут вас к конечному состоянию обоих.
Например, если главными субмодальностями являются размер и яркость образа, то взмах может выглядеть следующим образом:
Скажите партнеру: «Создайте большой яркий ассоциированный образ Стимул-триггера и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя («Я-образ») в середину этого образа».
Скажите партнеру: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина Стимул-триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откроите глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно» Rating 5.00 (1 Vote)
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
В свое время я увлеклась НЛП — нейролингвистическим программированием. Некоторые воспринимают НЛП как что-то вроде зомбирования. Однако это совершенно не так. Постараюсь рассказать об этих приемах очень простым языком. А для тех, кто любит досконально разбираться, рекомендую книги психотерапевта Сергея Ковалева.
Волшебная палочка — кадр из кинофильма «Чародеи»
Итак, наш мозг, точнее, бессознательное, не понимает слов. Зато оно оперирует символами и образами. А еще для нашего сознания абсолютно не важно, происходит ли что-то на самом деле, или выдумано. Иными словами, для него сон настолько же реален, как и бодрствование. Почему бы этим не воспользоваться?
В одной умой книжке, написанной пластическим хирургом, впоследствии ставшим психотерапевтом, я прочитала об интересном эксперименте. Суть его заключалась в том, что одна группа добровольцев тренировалась в бросании мяча реально, другая — мысленно, а третья не тренировалась вовсе. Потом сравнили результаты и оказалось, что те, кто тренировались мысленно, показали результат лишь немного уступающий тем, кто тренировался реально. А вот кто не тренировался совсем, никакого результата и не показали. Думаю, этого примера будет достаточно.
Ну а теперь перейдем к приемам НЛП. Помните знаменитую собаку Павлова? Ту самую, благодаря которой знаменитый физиолог сформулировал учение об условных рефлексах?
Анекдот в тему:
Поймали на улице собаку и посадили в клетку. Она спрашивает у соседки:
– Слышь, подруга, а куда это я попала?
– Это лаборатория академика Павлова. Здесь условные рефлексы изучают.
– А это как?
– А вон, видишь – лампочка и звонок, а под ними мужик на стуле спит? В 16:00 звонок зазвенит, лампочка загорится, у мужика сработает условный рефлекс, и он нам еду принесет…
Мы можем сформировать у себя условный рефлекс, как у собаки Павлова.
1. Создаем якорь
У всех нас в жизни существуют моменты, когда мы ощущаем себя абсолютно счастливыми, на вершине блаженства. Нам кажется, что мы все можем, нам все доступно. И, действительно, все получается — как говорят, «все идет, как по маслу». Так почему же нам не запомнить это состояние и не возвращаться мысленно в него?
Вспоминаем свое замечательное состояние (оно называется «ресурсным»), представим всю свою гамму чувств, очень ярко (это обязательно!). Поднимаемся еще, еще выше — и когда наши эмоции достигнут почти максимума, ставим так называемый «якорь». Например, щелкаем пальцами, или чуть прищипываем мочку уха — любой жест. Но только тот, который вы можете использовать почти в любой ситуации. Получилось?
Повторяем упражнение несколько раз. Ваша цель — сформировать условный рефлекс. Когда он будет сформирован, с помощью вашего якоря вы будете испытывать всю гамму положительных чувств и эмоций. Теперь, когда вы очень волнуетесь, или когда вам плохо, тоскливо, вы можете быстро улучшить свое психологическое состояние.
В качестве якоря вы можете использовать и какой-то предмет. Только тогда вам придется постоянно носить его с собой и ни в коем случае не забывать и не терять.
2. Создаем новый образ себя — техника взмаха
Еще один очень эффективный прием — техника «взмаха». Суть его заключается в том, что вы очень быстро отрицательный образ заменяете положительным.
Например, берем нынешний образ себя, которым вы не очень довольны. В своем уме создаем соответствующую картинку. Обратите внимание, что картинку нужно сделать тусклой, приглушенной. Затем создаем желаемый образ себя. Будет хорошо, если в него вы добавите те краски и эмоции, которые вы вызывали при отработке якорения. Ваш новый образ должен быть ярким, блестящим, светлым. Получилось? Прочувствуйте его, испытайте всю гамму чувств, сполна насладитесь им.
Теперь вам надо быстро наложить новый образ на старый. Это можно сделать несколькими способами. Обычно рекомендуют представить, что на уровне глаз есть экран с вашим старым образом. И в самом углу — ваш новый образ, в виде яркой точки. Говорите себе: «Раз!», можете сделать взмах рукой, и тотчас представьте, как новый образ мгновенно расширяется и закрывает старый.
Но мне, например, на первых порах было трудно мысленно сделать это. Поэтому посоветовали такой прием. На уровне глаз поставить руки, чуть отведя их в стороны, ладонями друг к другу, пальцами вперед. Скосить глаза налево, и на ладошке левой руки представить свой нынешний образ. Потом скосить глаза вправо, и на правой ладошке представить новый образ. Только очень-очень ярко!!! Прочувствовать всю гамму эмоций.
Теперь быстро-быстро сдвинуть руки перед собой так, чтобы правая ладошка (где «нарисован» желаемый образ) перекрывала левую. Ладошки должны быть на уровне глаз!
Если вы левша, то справа у вас будет ваш старый образ, а слева — новый, и, соответственно, выполняя взмах, ближе к вам должна оказаться левая ладошка.
Это упражнение нужно повторить несколько раз, чтобы сформировался условный рефлекс. Я делаю по 7 взмахов подряд, трижды в день. Через несколько дней формируется условный рефлекс. Свое новое желаемое состояние также можно заякорить.
3. Изменяем отношение к прошлому — кинотеатр
Очень часто какие-то события прошлого изрядно отравляют нам жизнь. Это могут быть болезни, ссоры, смерть близких. Мы вновь и вновь возвращаемся к ним, заново переживаем их. А ведь для сознания нет разницы, наяву это или в воображении… Конечно, мы не можем полностью стереть события из своей памяти. Но мы можем сделать их тусклыми и малозначительными.
Вспомните травмирующую ситуацию. Затем представьте себя сидящим в кинотеатре. Перед вами — большой экран, ограниченный рамкой. И теперь вы смотрите, словно фильм, на эту ситуацию. Т.е. вы как бы вышли из нее, она — фильм. Получилось? Затем мысленно возьмите в руки пульт. Если хотите, можете «пощупать» его, ощутить его клавиши — чем точнее, ярче вы будете все представлять, тем лучше. С помощью этого виртуального пульта уберите яркость, контрастность, насыщенность картинки. Пусть она станет тусклой и бесцветной. Потом уменьшите ее. Можете затем вообще выключить фильм. Получилось?
Проделайте это упражнение несколько раз. И вы увидите, как травмирующая ситуация перестанет быть таковой. Вы её не забудете, но она перестанет вас цеплять, станет несущественным, рядовым событием вашей жизни. Именно так я очень быстро избавилась от неприятных воспоминаний об операции.
4. Дайте волю фантазии
Овладев этими простыми приемами, вы можете начать экспериментировать. Например, на негативную ситуацию мысленно наложить веселую музыку. Или проиграть её последовательно как мелодраму, комедию, черно-белое немое кино и т.п. Потом задом наперед. В какой-то момент ситуация станет вам неинтересна или смешна.
Или такой прием. Представьте негативную ситуацию, которая проигрывается на небольшом стеклянном экране. А затем мысленно разбейте его. Попытайтесь явственно увидеть, как осколки разлетаются во все стороны, как они блестят на солнце. Главное — представить все ярко, живо. Еще можете начать искажать экран — пускать по нему волны, пузыри. Играйте!
Освоив эти нехитрые приемы, комбинируя их, вы быстро избавитесь от негативных эмоций и переживаний. Если что-то трудно представлять мысленно, можно рисовать, а затем рвать или сжигать рисунок. Можете для этих целей использовать и компьютер — нарисовать картинку, а затем в графическом редакторе сделать ее маленькой и тусклой. А потом стереть ластиком.
Более того, однажды вы поймете, что НЛП связано с приемами магии. Да-да! И в какой-то момент вы станете подлинным волшебником. И не забудьте свою волшебную палочку 🙂 Существует лишь одно-единственное условие: вы должны сами захотеть это!
© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Описание: Александр Любимов
Пошаговое описание
2. Образ желательного состояния
Создайте образ желательного состояния.
Критерии "- Я-образа":1. отражает способности и качества человека, а не поведение; 2. обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость); Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение. Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал. ПрезентацияЗамечанияОбщее
Ключевой образ
Желаемый Я-образ
Замена образов
Если не получилось
|