Полная классификация современных международных организаций. Виды и классификация международных организаций. Понятие, классификация и порядок создания международных организаций, их роль в современном мире

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций -- Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется "Объединенные Нации". Все это не влияет на статус организаций.

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация -- это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации. Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Наднациональными полномочиями обладает Европейский союз. При этом наднациональные полномочия ограничены определенными областями. Распространение этих полномочий на все сферы жизни государств означало бы преобразование наднациональной организации в федеративное государство. Некоторыми чертами наднациональной организации обладают специализированные организации, хотя в общем таковыми не являются. Довольно жестко обеспечивают соблюдение своих норм такие организации, как Международный союз электросвязи (МСЭ) или Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Нарушение правил, выработанных этими организациями, практически означает невозможность ведения соответствующей деятельности в международном масштабе.

Учредительный акт организации является международным договором. В силу этого к нему применяется право международных договоров. Вместе с тем устав - это договор особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969 г. и 1986 г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации. Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации. Специфика устава как договора относится прежде всего к порядку участия и прекращению участия.

Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств государств-членов преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

Рост потребности в повышении уровня управляемости международной системой определяет расширение полномочий организаций, которые в основном определены уставами. Пересмотр уставов - дело сложное. В качестве выхода используется реальное развитие их содержания. В этих целях прибегают к двум основным средствам: подразумеваемым полномочиям и динамичному толкованию уставов.

Подразумеваемые полномочия (implied powers) - дополнительные полномочия организации, которые прямо ее уставом не предусмотрены, но необходимы для достижения поставленных им целей.

Международные договоры ссылаются на такие полномочия. Они нашли подтверждение и в актах Международного суда.

В Консультативном заключении по запросу ВОЗ о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (1996 г.) Суд, опираясь на предшествующую международную судебную практику, определил: "Потребности международной жизни могут сделать необходимым, чтобы организации во имя достижения своих целей обладали дополнительными полномочиями, которые прямо не предусмотрены в основных актах, регулирующих их деятельность. Общепринято, что международные организации могут осуществлять такие полномочия, известные как "подразумеваемые" полномочия".

Динамичное толкование означает такое толкование устава, которое развивает его содержание в соответствии с потребностями организации в эффективном осуществлении своих функций. Шведский профессор О. Бринг пишет: "В течение последних лет мы наблюдаем, как Устав Организации Объединенных Наций толкуется гибко и динамично с тем, чтобы соответствовать остро ощущаемым потребностям мирового сообщества.

Сегодня ООН совсем не та организация, какой она была в первые годы своего существования. Перемены происходят без формального изменения устава в результате практики, признаваемой государствами-членами. Складывающиеся таким путем обычные нормы стали важной частью права каждой организации.

Из истории международного права известно, что только в середине XIX в. под влиянием объективных потребностей развития системы международных отношений появились постоянно действующие международные организации - так называемые международные административные союзы. Они представляли собой межгосударственные организации с узкой компетенцией, которая охватывала, в частности, вопросы международного сотрудничества в таких специальных областях, как транспорт, почта, связь и др. Организационная структура этих международных административных союзов была слаборазвитая.

С ускорением научно-технической революции, интенсификации международных экономических, научно-технических, культурных и других связей роль и значение международных межправительственных организаций неуклонно росли, росла и их количество. Это стало характерной чертой мира второй половины XX века. Создание и деятельность международных организаций регулируются общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами..

В юридической литературе и официальных международных документах понятие «международная организация» традиционно используется и о международных межправительственных (межгосударственных) организаций (ММУО), и о международных неправительственных организаций (МНПО), хотя они отличаются по многим критериям, в первую очередь за природой и правовым статусом. Далее речь пойдет о ММУО.

Говоря о понятии международной организации, следует отметить, что в международно-правовой литературе и международной практике нередко употребляется обобщающий термин "международный орган". Он охватывает три различные институты международного права, с помощью которых реализуется реальное международное сотрудничество суверенных государств. К ним относятся: международные конференции; международные комиссии и комитеты; международные организации.

Известно, что первыми среди указанных институтов были международные конференции. Они ведут свое начало от конгрессов монархов XVII-XIX ст., что имели целью послевоенное урегулирование отношений между государствами. Появление международных комиссий относится к XIX в. связана с обеспечением судоходства и рыболовства на международных реках, с деятельностью санитарных комиссий и т. п.

В отличие от институтов международных конференций, международных комиссий и комитетов институт международных межгосударственных организаций своими главными неотъемлемыми институциональными элементами имеет:

Договорную основу;

Постоянный характер деятельности;

Внутрішньорганізаційний механизм.

Наряду с указанными неотъемлемыми институциональными элементами международной организации необходимо обратить внимание также на дополнительные признаки (элементы), которые составляют именно понятие международной организации. К ним следует отнести:

  • наличие определенных целей;
  • самостоятельные права (и обязанности), отличные от прав и обязанностей) государств-членов;
  • основания согласно международного права;
  • уважение суверенитета государств-членов;
  • международная правосубъектность.

Исходя из названных признаков (элементов) международной организации, можно дать следующее ее определение.

Международная (межгосударственная) организация - где объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, что имеет систему постоянно действующих органов, которые обладают международной правосубъектностью, и основано согласно международного права.

Говоря о классификации международных межправительственных организаций, следует обратить внимание на то обстоятельство, что она неоднозначна. В современной международной системе существуют разные по значению, реальным весом и формальным признакам международные межправительственные организации.

Международные организации делятся на:

1. Универсальные (всемирных) ММУО (ООН, Лига Наций).

2. Специализированные учреждения ООН . К ним относятся: Международная организация труда (МОТ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

3. Региональные ММУО, среди которых:

  • Региональные экономические ММУО : Организация европейского экономического сотрудничества (ОЄЕС, 1947 г.), Европейское объединение угля и стали (ЄОВС), Европейское экономическое сообщество ("Общий рынок"), Европейская ассоциация свободной торговли (ЄАВТ) и др.;
  • Региональные военно-политические ММУО : Организация Североатлантического договора (НАТО), Союз Таиланда, Филиппин и Пакистана (СЕАТО) и др.;
  • Региональные экономически-политические ММУО : Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЄ), Организация центральноамериканских государств (ОЦАД), Центральноамериканский общий рынок (ЦАСР).

По характеру полномочий :

  • межгосударственные организации , основная задача которых заключается в обеспечении сотрудничества государств-членов;
  • организации наднационального характера, органы которых получают от государств-членов некоторые суверенные полномочия. В частности, по определенным вопросам они могут принимать решения, которые прямо обязывают физических и юридических лиц государств-членов (Европейский Союз, некоторые специализированные учреждения ООН (MCE, МОЦА), решение которых, по сути, являются обязательными для государств-членов. В противном случае теряется смысл деятельности этих организаций.

1. Классификация по кругу участников:

Универсальные (то есть для всех государств; напр. - ООН)

Региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. - Организация африканского единства, Организация американских государств)

Межрегиональные.

2. Классификация по характеру полномочий:

Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства;

Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

3. Классификация по выполняемым функциям:

Нормотворческие

Консультативные

Посреднические

Операционные

Информационные

4. Классификация по порядку приёма новых членов:

Открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

5. Классификация по компетенции (сфере деятельности ):

Общей компетенции (напр. - ООН)

Специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. - Всемирный почтовый союз)

6. Международные параорганизации (клубы) (напр. - "Большая восьмерка").

Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы.

2. Современные международные организации

За последние десятилетия сложилась развитая и многоуровневая система взаимодействия народов и государств. Наиболее представительным и авторитетным органом является Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединённых Наций , ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций .

الأمم المتحدة

Флаг ООН →

Членство : 192 государства-члена.

Штаб-квартира : Нью-Йорк, США.

Дополнительные офисы : Женева, Швейцария, Вена, Австрия, Найроби, Кения.

Тип организации : международная организация.

Официальные языки : английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Структура ООН

Генеральная Ассамблея

Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:

Комитет по проверке полномочий - представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности.

Комитет по экономическим и финансовым вопросам.

Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры.

Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации.

Комитет по административным и бюджетным вопросам.

Комитет по правовым вопросам.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. До конца 2006 года было созвано около 30 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Совет Безопасности

Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето . Россию представляет постоянный представитель России при ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

Секретариат

Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящие время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин страны постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН.

Имя Фото Страна Сроки полномочий
Глэдвин Джебб Великобритания (Западная Европа) 24 октября 1945 – 01февраля 1946
Трюгве Хальвдан Ли Норвегия (Западная Европа) 02февраля 1946- 10 ноября 1952
Даг Хаммаршельд Швеция (Западная Европа) 10 апреля 1953 – 18 сентября
У Тан Бирма (Азия) 30 ноября 1961 – 01 января
Курт Вальдхайм Австрия (Западная Европа) 01 января 1972- 01 января
Хавьер Перес де Куэльяр Перу (Южная Америка) 01 января 1982- 01 января 1992
Бутрос Бутрос-Гали Египет (Африка) 01 января 1992- 01 января 1997
Кофи Аннан Гана (Африка) 01 января 1997 01 января 2007
Пан Ги Мун Южная Корея (Азия) 01 января 007-01 января 2012

Международный суд ООН призван решать спорные вопросы межгосударственных отношений. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает рекомендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. С ЭКОСОС взаимодействуют такие учреждения ООН, как Управление верховного комиссара по вопросам беженцев, детский фонд ООН, Программа развития ООН (ПРООН). Вопросами развития и углубления международного сотрудничества занимаются Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАЛ ), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО ), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) . Решению социальных проблем содействует Международная организация труда (МОТ ), созданная еще в 1919 г.
За обеспечение всемирной безопасности людей на ядерной сфере отвечает Международное агентство по атомной энергии (МА ГА ТЭ ). Борьбу с распространением эпидемических заболеваний ведет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) .

Большую роль в развитии интеграции и сотрудничества между государствами играет Всемирная торговая организация (ВТО ).

Членство: 153 государства-члена

Штаб-квартира: Женева

Официальные языки:

английский, французский, испанский

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

1. Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

2. Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

3. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года . За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве . В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ),Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности . Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) - квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами - участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.

Международный валютный фонд (МВФ) помогает своим членам поддерживать стабильность курса валюты при условии выполнения его рекомендаций в сфере экономической политики.

Членство: 187 государств-членов

Штаб-квартира: Вашингтон, США

Тип организации:

Специализированное учреждение ООН

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Всемирный банк предоставляет развивающимся странам займы на льготных условиях для проведение экономических преобразований.

Членство : 184 государств-членов

Штаб-квартира : Вашингтон, США

Дополнительные офисы : более 100 представительств в различных странах, в том числе в Москве

Тип организации : международная организация

Официальный язык : английский

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития , осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации.

Международными организациями принято называть любые объединения, членство и деятельность которых носит международный характер. Иными словами, данным термином охватываются, как правило, межправительственные и неправительственные организации. Однако в доктрине международного права принято подразумевать под международными организациями только организации межправительственного характера, в которых представлены не отдельные физические и юридические лица, а государства как таковые (в том числе в лице своих уполномоченных органов). Международные неправительственные организации - такие, как Красный Крест, Международная амнистия, Международный олимпийский комитет и другие - международной правосубъектностью не обладают.

Любая межправительственная международная организация обладает рядом признаков, характеризующих правовую природу данных образований. Только совокупность всех этих признаков позволяет определить понятие международной организации и отличить ее от других субъектов права.

Во-первых, в основе создания международной организации всегда лежит международное (как правило, межгосударственное) соглашение. Даже в тех случаях, когда организация создается на основании соответствующего решения (резолюции) другой международной организации, ее правосубъектность продолжает носить договорный характер, так как полномочия организации-учредителя все равно вытекают из межгосударственного соглашения. Так как международная организация является объединением суверенных государств, только они могут создать ее и наделить определенной компетенцией.

Во-вторых, каждая международная организация обладает автономной правовой волей, которую нельзя свести к простой сумме воль и интересов государств-членов организации. Иными словами, в пределах своей уставной правоспособности международная организация пользуется известной самостоятельностью. В частности, принятие решений организацией происходит в строгом соответствии с учредительными документами, и такие решения представляют собой акты самой организации, а не группы создавших ее государств. В этом смысле отношения между государствами-членами и организацией напоминают отношения родителей и детей: родители могут определенным образом влиять на деятельность ребенка, но не могут лишить его прав, вытекающих из его правосубъектности. Любая международная организация - это самостоятельный (хотя и производный) субъект международного права с соответствующими атрибутами этой самостоятельности (наименование, правоспособность, финансовая обособленность и т.д.). (О международной правосубъектности международных организаций см. главу 5).

В-третьих, международная организация должна иметь определенную внутреннюю структуру, включающую руководящие и вспомогательные органы, наделенные четкими полномочиями. При этом важно, чтобы некоторые органы функционировали на постоянной основе или с определенной периодичностью. Правовой статус структурных подразделений организации может быть различным, но сам факт их наличия обязателен: организационная структура подчеркивает постоянный (в отличие от конференций) характер деятельности международных организаций.


В-четвертых, созданная в соответствии с международным правом организация имеет собственный правовой статус, включающий специфические права, обязанности, компетенцию и ответственность организации. Как правило, правовой статус закрепляется в учредительных актах, представляющих собой коллективную волю государств-учредителей. Отдельные права и обязанности международной организации могут не фиксироваться в таких актах, а вытекать из общих и отраслевых принципов международного права.

Наконец, в-пятых, международные организации создаются, по существу, с единственной целью - для достижения общих целей государств-участников путем координации их сотрудничества в различных областях. Как уже было сказано, именно необходимость в развитии межгосударственного сотрудничества обусловила появление международных организаций. Наличие у различных государств общих целей является как предпосылкой создания, так и имманентным признаком международных организаций.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение: международная организация - это объединение государств на постоянной основе, обладающее собственным правовым статусом, функциональной самостоятельностью и внутренней структурой, созданное для координации международного сотрудничества государств в достижении ими общих целей .

Некоторые ученые включают в определение международной организации такой признак, как деятельность в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права1. Представляется, что данный признак не отражает сущность правовой природы международных организаций. Во-первых, все субъекты международного права в своей деятельности в той или иной степени должны придерживаться общепризнанных норм и принципов. Во-вторых, практика показывает, что даже самые авторитетные международные организации (ООН, НАТО и др.) позволяют себе существенные отступления от императивных требований международного права.

Важным элементом международной правосубъектности организаций является наличие у них привилегий и иммунитетов, необходимых для выполнения ими своих уставных функций. Например, все помещения ООН, ее архивы и имущество неприкосновенны и пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. ООН, ее активы, доходы и собственность освобождены от всех прямых налогов, таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений. Привилегиями и иммунитетами обладают также должностные лица международных организаций. Их правовой статус в этом отношении очень близок статусу дипломатического персонала посольств (см. главу 14).

Наименование международной организации может быть различным: союз, содружество, ассоциация, альянс, лига, комитет, комиссия, агентство, фонд, собственно организация и т.д. Однако классификация международных организаций производится по более значимым критериям. Так, по количеству и кругу участников организации делятся на универсальные и региональные. Универсальные международные организации объединяют государства в масштабе всей планеты: ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда и т.д. Региональные организации координируют международное сотрудничество государств одного региона, например - Лига арабских государств, Организация африканского единства, СНГ. Особой разновидностью являются межрегиональные организации, членство в которых обусловлено специфическими критериями и которые могут объединять государства нескольких регионов (Организация стран-экспортеров нефти и др.)

По порядку приема новых членов международные организации бывают открытые, закрытые и ограниченного доступа. Чтобы стать членом открытой организации, государство должно разделять ее уставные цели и изъявить соответствующее желание. Доступ в закрытую международную организацию предполагает обязательное согласие всех или большинства ее участников (учредителей). Закрытой организаций является, в частности, НАТО. Наконец, прием новых членов в организации ограниченного доступа производится только при условии, что государство-претендент отвечает определенным критериям.

В соответствии с таким признаком, как компетенция , различают международные организации общей и специальной компетенции. Организации общей компетенции координируют сотрудничество государств в различных областях международных отношений: политической, военной, экономической, социальной и т.д. Классическим примером такой организации являются ООН и некоторые региональные структуры (ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, СНГ). Деятельность организаций специальной компетенции ограничена определенной сферой межгосударственного сотрудничества: борьбой с преступностью (Интерпол), освоением Мирового океана (ИМО), кредитно-финансовыми отношениями (МВФ) и другими.

В свою очередь, международные организации специальной компетенции в зависимости от области своей деятельности делятся на политические, экономические, социальные, военные, культурные, таможенные, правоохранительные и т.д.

Достаточно дискуссионным является классификация международных организаций по такому признаку, как характер и объем полномочий организации. Многие ученые считают, что по данному критерию можно различать организации, обладающие наднациональными полномочиями и организации (таковых большинство), у которых таких полномочий нет2. К первой категории традиционно относят Европейский Союз (ЕС) и ряд международных финансовых организаций. Специфика таких организаций заключается в том, что их решения имеют обязательный юридический характер для субъектов национальных правовых систем - граждан и юридических лиц. Иными словами, акты организаций, наделенных наднациональными полномочиями, действуют наряду с источниками внутригосударственного права. Решения же других международных организаций адресованы только государствам как таковым, которые впоследствии должны трансформировать эти решения в свое национальное право. Очевидно, что есть определенная тенденция "приближения" решений отдельных международных организаций к национальным правовым системам. Не исключено, что в скором времени отдельные полномочия в области правотворчества действительно перейдут от государств к международным организациям.

40. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.

Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

1) по характеру членства:

а) межправительственные;

б) неправительственные;

2) по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3) по компетенции:

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

4) по характеру полномочий:

а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

5) с точки зрения порядка приема в международные организации:

а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

6) по критерию структуры:

а) организации с упрощенной структурой;

б) организации с развитой структурой;

7) по критерию способа создания :

а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;

б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

1. Категория «международное юридическое лицо». Вопросы правосубъектности международных межправительственных и неправительственных организаций Двадцатый век дал международному частному праву новую категорию - «международное юридическое лицо», роль которой еще не

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

2. Понятие и классификация групп коммерческих организаций, действующих на территории нескольких государств (транснациональных корпораций) Экономический рост капитала частных компаний, усиление конкуренции, необходимость захвата новых рынков сбыта и уменьшения

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

автора Глебов Игорь Николаевич

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

Из книги Международное право автора Вирко Н А

2. Процессуальная правоспособность иностранных международных организаций В ГПК РФ закреплено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. В ст. 399 ГПК РФ дается определение

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

13. Понятие «права международных организаций» Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.К принципам права международных

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

16. Классификация международных правонарушений В международном праве выделяют два вида правонарушений: простые правонарушения (деликты) и международные правонарушения. Также выделяют в особую категорию преступления против мира и безопасности человечества. Среди

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

Из книги История международного права. Ответы на экзаменационные билеты автора Левина Людмила Николаевна

35. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

7.2 Преступления: понятие и классификация Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).Деяние – это поведение (поступок) человека в

Из книги автора

Из книги автора

1. Понятие истории международного права История международного права – это наука, изучающая становление и последующее развитие международного права в различных сферах жизни. История международного права и в настоящее время оказывает влияние на современные

Из книги автора

Понятие сделок и их классификация Сделки – действия субъектов (участников) гражданских правоотношений, направленные на возникновение, изменение или прекращение этих отношений. Таким образом, это всегда волевое, осознанное действие, то есть юридический