Водные богатства смоленского края. Водные мир (ресурсы) Смоленской области. Водные богатства вашего края

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Иванова Оксана Леонидовна

Школа: Никольский филиал МКОУ Юшинской ОШ

№ урока по теме: 5

Тема урока: Водные богатства

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися

Цель деятельности учителя: создать условия для активного усвоения новых знаний, для проявления познавательной активности, для формирования первоначальных представлений детей о водоемах, частях реки, о бережном отношении к природе

Цель урока: формирование опорной системы знаний по изучаемой теме.

Задачи урока:

Предметные:

Знакомство учащихся с разнообразием водоёмов, частями реки,

Знакомство с правилами поведения на водоёмах,

Расширение представлений о водоёмах естественного и искусственного происхождения.

Формирование навыков работы с научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями);

Формирование умение осуществлять поиск, отбор необходимой информации в разных источниках (книги, Интернет);

Метопредметные:

1) Регулятивные УУД:

Овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

2) Познавательные УУД:

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике;

Сравнение и группировка предметов, объектов по нескольким основаниям; нахождение закономерностей;

Наблюдение и формулировка самостоятельных простых выводов,

Осуществлять взаимный контроль.

3) Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять соответственно ролям и функциям;

Формирование умения работать в информационно-образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов.

Личностные:

Воспитывать умение учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;

Воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развивать коммуникативные качества обучающихся через организацию совместной работы;

Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.

Основные термины и понятия: Искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Технологии: личностно-ориентированная технология

Формы работы (по организации деятельности) на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы (по типу познавательной деятельности) работы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

Приёмы: составление кластера, проблемный вопрос, работа с деформированным текстом, составление памятки.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия искусственный и естественный водоемы, устье, исток, приток, русло, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Методическое оснащение урока:

1.Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2.Дидактическое обеспечение: учебник – Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 частях: ч. 2 / А.А.Плешаков.-3-е изд. –М.:Просвещение,2012.с.82-85; рабочая тетрадь- Окружающий мир. 2класс в 2 частях: ч. 2 / А.А.Плешаков–М.:Просвещение,2016 с.51-53; Окружающий мир. 2класс.Тесты. А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д. Назарова–М.: Просвещение,2013; мультимедийная презентация по теме урока; карточки (рефлексия);кроссворд по теме урока; карточки для составления кластера.

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.

Этап урока

Время (мин.)

Действия учителя

Действия обучающихся

Универсальные учебные действия

Организация урока.

Цель этапа:

Организовать направленное внимание на начало урока;

Проверка готовности рабочих мест;

Создание положительного

эмоционального настроя учащихся на урок

Начинаем урок ознакомления с окружающим миром.

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

Я желаю вам удачи и плодотворной работы на уроке.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Чтобы урок был именно таким необходимо…?

А ещё в любом деле необходимо поставить цели и стремиться к их достижению.

Давайте составим план работы.

1)проверка домашнего задания,

2) изучение новой темы,

3)работа с глобусом и картой,

4)работа с книгой и тетрадью,

5) учиться отвечать на вопросы.

6) работать со словарём.

7) работать в группе, в паре.

8) работа с дополнительной литературой

Подготовка класса к работе. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Физминутка (выполнение дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности).

Быть внимательными, активными

Дети составляют совместно с учителем план Ответы учеников: продолжим изучать тему «Путешествие»познакомимся с новым материалом; цели - проверить домашнее задание, изучить новую тему; учиться находить информацию в дополнительной литературе; создавать проект…)

Коммуникативные:

Умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Личностные:

Проявление положительного эмоционального настроя, готовности к учебно-познавательной деятельности

Познавательные:

Активное слушание

Проверка домашнего задания

Цель этапа:

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

Работа по карточкам тест «Формы земной поверхности».

Самооценка(светофор)

Работа с глобусом.

Показать формы земной поверхности.

Какие вы знаете горы России?

Какие формы земной поверхности есть в нашем крае? Проверка в тетради рисунков, представление фотографий гор.

Ребята рассказывают, что изобразили.

Выполняют тест.

Показывают на глобусе формы земной поверхности.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

Умение точно выражать свои мысли;

Взаимодействие с учителем во время выполнения задания.

Личностные:

активизация имеющихся знаний по данной теме;

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

Умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой.

Регулятивные:

Контролируют правильность ответов обучающихся;

Адекватное восприятие оценки учителя.

Познавательные:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Целеполагание

Цель этапа:

Определить цели урока;

Настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Выход на тему, постановка учебных задач в сотворчестве с детьми.

СЛАЙД 6С помощью презентации представлена фотография Планета Земля.

Прием. Проблемный вопрос. Почему Землю называют голубой планетой?

Предлагается выделить какого цвета в изображении планеты больше, почему. По сделанным выводам предлагается сформулировать тему урока, цель и задачи урока формулируются с помощью учебника.

Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока?

Прием.работа с учебником Проверим в учебнике. Подскажет муравей Вопросик.

Что составляет водные богатства планеты?

Узнаем из каких частей состоит река

Научимся замечать и ценить красоту природы.

Выдвижение различных гипотез.

Синтез объектов, обобщение.

Определение темы урока. Целепологание.

Регулятивные:

Определять и формулировать учебные цели на уроке с помощью учителя

Познавательные:

Формулирование собственных ожиданий;

Активное слушание

Личностные:

Желание сотрудничать в совместном достижении целей

Актуализация знаний обучающихся

Цель этапа:

- организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых для изложения нового знания;

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для

изложения нового знания;

Предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, способствующие постановке проблемного вопроса перед изучением нового материала

Что мы уже знаем о водоемах

Прием. Составление «кластера»

Итак, быстро называете свои опорные слова. Я их выношу на доску

Давайте подумаем, на какие группы можно разделить или разбить все эти слова?

Может быть, что-то можно объединить, добавить или убрать лишнее? (Появляется кластер «Водоёмы»).

естественные

искусственные

животные

Польза для человека

водохранилище

растения

Прием. Проблемный вопрос.

Что такое водоем? (работа со словарем. Объяснение лексического значения слова)

Словарная работа.

С. Ожегов. Место скопления или хранения воды (озеро, бассейн и т.п.)

Д. Ушаков. Вместилище воды, бассейн, источник снабжения водой

Почему эти водоему разделены на две группы?

Каких знаний у вас недостаточно? Какие водоемы знаете? Какие не знаете?

Р абота с информацией в презентации, владение диалогической речью, анализирование и взаимопроверка. Межпредметные связи. Формулирование вывода о происхождении водоемов, их значении.

Каждый называет то, что не сказали другие ребята. Например, «Это вода. Там водится рыба. Растут растения. Водоёмы нужны человеку и всему живому» и т.п.)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал.

Познавательные:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Развитие умения добывать новые знания из различных источников, находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию из текстов.

Личностные:

Повторение раннее изученного материала;

Активизация имеющихся знаний по данной теме.

Усвоение нового материала

Цель этапа:

Организовать подводящий диалог и создать эмоциональную атмосферу перед ознакомлением с новым материалом;

Познакомить с понятием водоем и понятиями естественный и искусственный водоемы

Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, как вы думаете, что общего между всеми водоёмами первого столбика? (Создала природа) Как можно назвать такие водоёмы? А второго столбика? (добавляем к кластеру новые понятия – естественный, искусственный) А зачем люди создают искусственные водоёмы?

Прием. Работа с учебником.

Проверка по учебнику стр.82. Какими бывают водоёмы? (естественные, искусственные)

Прием. Работа в тетради

Прием Работа с деформированным текстом

Учитель предлагает сформулировать вывод о значении разных групп водоемов.

Систематизация знаний.

Давайте попробуем подвести итог первой части урока и с помощью нашего кластера составть устный связный ответ о водоёмах.

Работа с электронным приложение к учебнику

Просмотреть, какие бывают водоемы.

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу в тетради

2 – 3 человека составляют ответ. Например, «Водоём – это. Водоёмы бывают естественные. К ним относятся… И искуственные. К ним относятся … Водя в водоёмах бывает … В водоёмах растут растения и водятся различные животные. Все водоёмы приносят пользу. Человек должен беречь их.

Регулятивные

Осуществление контроля своей деятельности, выделение того, что уже известно и то что необходимо усвоить.

Познавательные

Анализируют объекты, выделяя их существенные признаки

Коммуникативные:

Владеют диалогической речью

Физкультминутка

Цель этапа:

Снятие мышечного напряжения;

Снятие напряжения

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте )

Ребята выполняют движения

Беседа по теме «Охрана водоемов»

- Вы любите купаться, гулять около реки?

Как вести себя у воды? поведение у воды.

1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).

2.Не ходить на реку без взрослых.

3.Не заплывать за буйки.

4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.

5.Не подплывать близко к катерам и судам.

6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.

7.Не выходить на лед рек.

8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.

9.Не приводить с собой собак и других животных.

10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.

11.Если тонет человек:

Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»

Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».

Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

12.Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.

13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.

Ребята составляют памятку «Поведение у воды»

Коммуникативные:

Владеют диалогической речью

Части реки.

Прием. Проблемный вопрос.

Учитель ставит проблемный вопрос (Откуда в реке берется вода).

Составление плана.

В учебнике с.83 – учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию и выделить части реки (ИСТОК, УСТЬЕ, РУСЛО, ПРИТОК)

Работа в группах. На схеме надо найти и указать части реки. Диск

Работа с электронном приложением к учебнику

Работа в тетрадис.51 №2,3

Ребята составляют план.

1.начало с гор.

2. начало из родников.

3.из озер.

Анализируют объет «Схема реки»

Самостоятельная работа

Регулятивные:

Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные

Умение работать в группе

Высказывание предположений учеников, анализ информации. Владение диалогической речью, управление поведением, учебное сотрудничество.

Использовать модели и схемы.

Динамическая пауза

Игра на внимание «Собери части реки»

«Исток» - руки вверх, «Притоки» - в стороны, «Устье» - вниз

Проблемный вопрос. Бывал ли кто- нибудь на море?

Работа с книгой чтение текста с.84 «Красота моря»

Работа с иллюстрациями

Просмотр видео Красота моря

Ребята рассказывают о впечатлениях

Закрепление изученного

Цель этапа:

Усвоение учащимися знаний по теме;

Применение знаний для решения учебных задач

Водоемы Смоленской области (Сычевский район)

работа с атласами смоленской области

озера

реки

водохранилища

Ребята находят на карте реки, озера, водохранилища Смоленско области

Познавательные

Умение работать с картой

Коммуникативные:

Умение работать в паре

Итог урока

Цель этапа:

Подвести итог урока, систематизировать знания;

Проверить степень достижения поставленных целей

Работа с кроссвордом

4. Водоём, который имеет исток, устье.

5. Небольшие реки, которые впадают в главную реку.

7. Вокруг вода, а пить ее нельзя.

8. Идет, идет, а до берега дойдет – сразу пропадет.

9. Углубление, по которому течет постоянно река.

По вертикали:

1. Место выхода подземных вод на поверхность земли.

2. Место, где начинается река.

3. Место, где река впадает в море, озеро или другой водоем.

6. Водоем, возникший в природной впадине на поверхности Земли.

Работа с кроссвордом

Коммуникативные:

Развитие умения применять знания в совместной практической деятельности;

Умение выполнять задание самостоятельно;

Умение оценить свои знания и результат своей работы;

Умение слушать и принимать мнение других, сотрудничать в группах.

Регулятивные:

Самоконтроль выполнения задания;

Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Личностные:

Осмысление, запоминание учебного материала;

Применение на практике полученных знаний.

Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа:

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.

Закончи предложение Сегодня на уроке…

Мне было интересно…

Я задумался…

Я понял, что…

Мне захотелось..

На столах у учащихся карточки разного цвета:

Прикрепляю на доску:

Зеленый- работал на уроке, все получалось

Желтый - работал на уроке, но что-то не получалось

Красный- не работал на уроке

Самооценивание, рефлексия деятельности.

Регулятивные:

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Подведение итогов своей учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:

Выражение своих эмоций по поводу урока;

Формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

Домашнее

СЛАЙД 13.Стр. 82-85, отвечать на вопросы.

Р.Т.задание творческого характера 1.Сообщения:

Самые крупные реки России.

Реки Смоленского края

Записывают домашнее задание

Познавательные:

Активное слушание; выбор задания

1.3 Гидрография и водные ресурсы Смоленского края

Территория Смоленской области является водоразделом для трех крупных речных систем Европейской части страны - Волжской, Днепровской и Западнодвинской.

На территории области протекает 1 149 больших, средних, малых и мельчайших рек протяженностью 16,7 тыс. километров, 68 рек являются пограничными и трансграничными. Главные реки Смоленской области - Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма и протекающая на северо-западе река Западная Двина с притоком Каспля. К бассейну Волги относятся реки Вазуза и ее приток Гжать, а также приток Оки река Угра.

На территории области находится несколько сотен озер. Из них особенно красивы ледниковые на северо-западе (более 160 с площадью зеркала не менее 1 га): Каспля, Свадицкое, Велисто и др. Самое крупное из них Акатовское (655 га), самое глубокое Баклановское (28 м). Самое крупное карстовое озеро - Калыгинское.

На водотоках построено 716 прудов и водохранилищ, в которых аккумулируется 1 313,31 млн. куб. метров воды, из них в водохранилищах -1 221,61 млн. куб. метров. Вазузское и Яузское водохранилища на северо-востоке являются источниками питьевого водоснабжения Москвы. Смоленское водохранилище на севере поселка Озерный и Десногорское водохранилища на юге области около города Десногорск - источниками технического водоснабжения и охлаждения циркуляционной воды Смоленской АЭС, ГРЭС и ТЭЦ-2. Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

Многолетний речной сток превышает 15 млрд. куб.метров. На 1 кв. км территории удельные водные ресурсы составляют 284,2 тыс. куб. метров, на 1 жителя -12,1 тыс. куб. метров. Открыты и широко используются запасы сульфатно-кальциево-магниевых минеральных вод. В озерах области имеются значительные запасы сапропелей (более 150 млн. куб. метров). Реки и озера богаты щукой, судаком, лещом, окунем, налимом, другими видами рыб. Все это создает предпосылки для организации спортивной охоты, рыболовства, кратковременного отдыха.

География туризма в Республике Бурятия

Водные ресурсы Республики Бурятия представлены поверхностными и подземными водами. Всего на ее территории протекает более 30 000 рек общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних...

Инфраструктура туризма Кубы

Реки на Кубе коротки и немноговодны. Из всех 600 рек и ручьёв 2/5 текут на север, остальные -- на юг, в Карибское море. Среди многочисленных прибрежных болот наибольшую площадь имеет болото Сапата...

Объекты культурного наследия России как фактор развития внутреннего туризма на примере Краснодарского края

Помимо описанных выше факторов, определяющих популярность внутреннего туризма в целом, специфическими факторами привлекательности Краснодарского края являются следующие...

Природный рекреационный потенциал Западного района

Главные реки Калининградской области - Неман с притоком Шяшупе и Преголя с притоком Лава, они объединены системой каналов. Имеется свыше 100 озер. Наиболее крупным является Выштынецкое...

Проект комплексного обоснования перспектив туристского потенциала на территории Уральского Прикамья

Реки. С западного склона Северного Урала берут начало многочисленные полноводные реки, несущие свои воды в Каспийское и Баренцево моря. Основные реки, стекающие с западного склона хребта -- притоки Камы -- Косьва, Яйва, Вишера...

Рекреационные и туристские ресурсы Канады

Речная сеть Канады очень густая и полноводная. Около 2/3 бассейнов рек страны относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Питание рек в основном снего-дождевое...

Рекреационные ресурсы и туристские центры Ставропольского края

На территории Ставропольского края много больших и малых рек, каналов, озёр, водохранилищ, т.е. поверхностных естественных и искусственных водотоков и водоёмов, вода которых используется на питьевые и бытовые нужды, в промышленности и с/х...

Рекреационный потенциал Краснодарского края

Одним из важнейших природных богатств края являются воды. Воды края находятся в тесной взаимосвязи с окружающей природой и хозяйственной деятельностью человека. Краснодарский край омывается водами двух морей...

Туристическая страноведческая характеристика Нидерландов

Все реки на территории Нидерландов принадлежат бассейну Северного моря, часть из них впадает в озеро Эйсселмер. Нидерланды имеют очень большое количество рек. Большая часть Нидерландов расположена в дельте Рейна, Мааса и Шельды...

Туристические ресурсы Китая

В Китае большое количество рек. Бассейны более полутора тысяч рек превышают 1000 кв.км. Истоки главных рек находятся на Цинхай-Тибетском нагорье, откуда их воды устремляются на равнины...

Туристско-географическая характеристика Республики Адыгея

(составлено автором на основании 15) Название Длинна (км) Площадь водосбора (км2) Река Лаба 214 12500 Река Ходзь 88 1250 Река Фарс 197 1450 Река Гиага 87 401 Река Белая 265 5990 Река Пшеха 139 2090 Река Курджипс 108 780 Река...

Туристско-географическая характеристика Центральной России

В Центральной России наблюдается неравномерное распределение водных ресурсов, некоторые части полностью ими обеспеченны, некоторые испытывают нехватку...

Туристско-рекреационные ресурсы Таиланда

Речная сеть Таиланда густая. Для рек характерны резкие изменения водности в течение года и высокие половодья в сезон муссонных дождей. Почти все реки начинаются в горах северных районов и впадают в Сиамский залив...

Характеристика государства Индонезия и возможности развития туризма

Особенности климата и рельефа благоприятствуют образованию густой речной сети. Благодаря обилию атмосферных осадков реки полноводны почти круглый год и играют большую роль в системе ирригации...

Характеристика туристско-рекреационного потенциала Швейцарии

Реки такой небольшой страны как Швейцария принадлежат бассейнам трех морей: Северного, Средиземного и Черного. В Альпах начинаются такие крупные европейские реки, как Рейн и Рона, берут начало приток Дуная река Инн...

Описание работы

Основная часть поверхностных вод области заключена в реках. В три моря – Балтийское, Черное и Каспийское несут свои воды 1149 рек и речек Смоленщины. Густота речной сети составляет в среднем 350 -400 метров длины на квадратный километр площади, что почти в 3 раза больше средней густоты речной сети России в целом.
Для таких крупных рек, как Днепр, Угра, Десна, Вазуза, Сож, Осетр – Смоленская земля является их колыбелью. Поэтому сохранение чистоты голубых артерий, от судьбы которых зависит здоровье почти 80 млн. человек крупнейшего международного региона, исключительно важна для смолян.

Введение………………………………………………………………………….3

Значение рек……………………………………………………………………..6

Значение озёр…………………………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОРОГОБУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Экзаменационный реферат

по географии Смоленщины

Водные ресурсы Смоленской области

Выполнил: ученик 9 «В» класса

Айрапетян Акоп

Руководитель: учитель географии

Киселева Т.А.

г. Дорогобужа

Введение………………………………………………………… ……………….3

Общая характеристика рек……………………………………………………...5

Значение рек……………………………………………… ……………………..6

Общая характеристика озёр…………………………………………………….9

Значение озёр…………………………………………… ……………………..12

Заключение ………………………………………………… …………………14

Список литературы………………………………… …………………………15

Введение


Смоленщина – уникальный природный уголок России. Она на редкость богата живописными природными ландшафтами, которые создаются преобладающим волнистым рельефом, многочисленными долинами рек и речек, озерами, лесами, лугами, перелесками. Около 3% территории стало заповедной.

Область расположена на западе Восточноевропейской равнины на площади 49б8 тыс. км 2 . Граничит с республикой Беларусь, Псковской. Тверской, Московской, Калужской и Брянской областями России. Географическое положение и особое условие геологического развития обусловила отличающиеся от окружающих территорий природные условия.

Смоленская область богата водными ресурсами. Запасы поверхностных и подземных вол на ее территории превышают 14тыс. км 3 в год. Их образованию способствует в первую очередь влажный климат. Количество осадков на всей территории области в целом за год превышает испарения.

Широкому распространению рек, озер, болот и подземных вод способствуют также рельеф, геологическое строение территории.

Имеются на территории области и искусственные водоемы. Построено 13 водохранилищ и 355 прудов.

Основная часть поверхностных вод области заключена в реках.

В три моря – Балтийское, Черное и Каспийское несут свои воды 1149 рек и речек Смоленщины. Густота речной сети составляет в среднем 350 -400 метров длины на квадратный километр площади, что почти в 3 раза больше средней густоты речной сети России в целом.

Для таких крупных рек, как Днепр, Угра, Десна, Вазуза, Сож, Осетр – Смоленская земля является их колыбелью. Поэтому сохранение чистоты голубых артерий, от судьбы которых зависит здоровье почти 80 млн. человек крупнейшего международного региона, исключительно важна для смолян.

Общая характеристика рек

Территория Смоленской области входит в бассейны Балтийского, Черного и Каспийского морей. Основная ее часть (57%), относящаяся к бассейну Черного моря, дренируется Днепром и его притоками. Бассейн Каспийского моря (Волжский) занимает 26% территории области, остальные 17% относятся к Балтийскому (Западно-Двинскому) бассейну. К водосбору Днепра относятся западная, центральная, южная части области и небольшая территория на севере ее. Бассейн Волги занимает восточную часть области, Зап. Двины - северо-западную.

Речная сеть области общей длинной 16 658 км. образуют 1149 рек. Её современный рисунок сложился в четвертичный период, когда в результате деятельности ледников местами произошло изменение положение водоразделов и переориентация направления стока.

Основная часть рек (примерно 1133) относится к категории малых. И только 16 имеют протяженность свыше 100 км: Вавуза – 131, Вихра – 128, Вопь- 158, Воря- 137, Вязьма – 147, Гжать – 113, Десна – 151, Днепр – 503, Ипуть – 123, Каспля – 125, Остер – 222, Осьма – 104, Сож – 227, Хмара – 100, Хмость – 111 и Угра – 237. Западная Двина как большая река в пределах области имеет длину 69км.

Главной рекой области является Днепр – 503 км. Его бассейн занимает более половины её площади. Здесь выделяются три речные системы: cобственно Днепр, Сож и Десна. Второе место по величине бассейна занимает система Волги. Она представляет речные системы Угры, а также отдельной группой рек, впадающих в притоки бассейна Волги за пределами области. Третье место принадлежит бассейну Западной Двины, которой включает систему Каспли, Межи, а также ряд самостоятельных рек.

Особенности рельефа (наличие водораздельного узла) обусловливает сток рек в разных направлениях: в Балтийское, Чёрное и Каспийское море.

Ледостав наступает в среднем в I-й декаде декабря с колебаниями на конец октября – вторая декада января. Средняя продолжительность режима с ледовыми явлениями варьирует от 159 до 180 дней. Наибольшая толщина льда приходится в основном на вторую декаду марта – от 12-48см. до 54 – 98см. Начало ледохода в среднем бывает в первом декаде апреля (1 – 7) с изменением его сроков в пределах от второй декады марта до третьей декады апреля.

Умеренно - континентальный климат определяет питание рек с преобладанием снегового (45%), а также особенности внутригодового распределения стока. Характерной особенностью последнего является преимущество весеннего (больше 50%) половодья, а также наличие ярко выраженной летней и зимней межени.

Значение рек

Весьма важной характерной особенностью области следует считать преобладание на ее территории небольших водотоков. Связано это с расположением здесь крупных водоразделов. Водораздельное положение и преобладание малых рек создают на Смоленщине лучшие, чем во многих других областях страны, условия для генерации чистой, хорошего качества воды. Велики в связи с этим ее потенциальные возможности быть одним из основных поставщиков такого ценного природного ресурса как чистая вода.

Такие возможности области уже реализованы. В северо-восточной части ее на реках Вазузе и Яузе созданы водохранилища, входящие в Вазузскую гидротехническую систему. Построены они для снабжения водой г. Москвы. Из общего забора воды в области доля забора ее для питьевого водоснабжения г. Москвы изменяется по годам от 65 до 82%.

Наиболее крупным потребителем речной воды в области являются также АЭС в Десногорске, ТЭЦ в пос. Озерном и в городах Смоленске, Дорогобуже, Рославле.

Кадастровая мощность рек области составляет около 1690 тыс. квт. Около 72% этой мощности приходится на 4 реки - Днепр (40%), Вазузу (11%), Угру (11%) и Касплю (10%).

В настоящие время энергетические ресурсы рек области не используют. До Великой Октябрьской революции их использовали достаточно широко, в основном в мукомольном производстве. На энергии падающей воды работало более 400 мельниц и других водо-действующих установок.

Некоторые реки области до конца 60-х годов использовали для перевозки грузов и даже пассажиров. Днепр считался судоходным от г. Смоленска. Но грузы перевозили и на участке реки от г. Смоленска до г. Дорогобужа. Перевозили грузы, пассажиров и по Западной Двине. Перевозку грузов в период высокой воды осуществляли по р. Вопи (от Ярцева до устья р. Вотри) и другим рекам. Подавляющую часть (до 90%) перевозимых по рекам грузов составляли лесоматериалы. К настоящему времени реки области практически полностью утратили свои транспортные функции. В основном с целью предотвращения ухудшения экологического состояния рек на них запрещены судоходство, сплав леса, использование маломерных судов (моторных лодок, катеров).

В течение многих десятков лет и особенно в первые послевоенные де-сятилетия многие реки области широко использовались для сплава леса. Особенно много леса на протяжении длительного времени сплавляли по Западной Двине, Меже, Елыне, Днепру. По Днепру, Западной Двине лес сплавляли в основном плотами, по остальным рекам - молевым сплавом. Сплав леса, и прежде всего молевой, существенно ухудшил состояние многих рек области, особенно в связи с накоплением по дну водотоков большого количества затонувших стволов деревьев.

К настоящему времени реки области практически полностью утратили свои транспортные функции. В основном с целью предотвращения ухудшения экологического состояния рек на них запрещены судоходство, сплав леса, использование маломерных судов (моторных лодок, катеров).

Велико рекреационное значение рек области. Водный туризм можно считать здесь одним из наиболее перспективных видов отдыха.

Наибольший интерес представляют маршруты по рекам северо-запада области. Водные объекты здесь менее загрязнены, многие из рек протекают по живописным, малоизмененным и отличающимся значительным разнообразием ландшафтам. Особенно перспективны для туризма реки, связанные с озерами (Елыпа, Должица, Василевка, Половья и др.).

Из рек зоны днепровского оледенения наиболее высокий рекреационный потенциал имеют Угра, Вихра, Сож, Ипуть.

Много благоприятных предпосылок для развития водного туризма имеет основная река области - Днепр. Она пересекает разнообразные ландшафты, по берегам ее множество интересных природных объектов, богатых историческими событиями мест. Но по причине сильного загрязнения воды использование Днепра для развития водного туризма ограниченно.

Общая характеристика озёр

Озерные ресурсы области разнообразны и значительны. На ее территории только ледниковых озер насчитывается около 160, общая площадь которых составляет почти 70 квадратных километров. Кроме того, в долинах рек встречается несколько сот старинных водоемов, искусственных прудов, единично встречаются и карстовые озера. Преобладают водоемы с площадью не более 50 гектаров. Краса и гордость смолян - озеро Сапшо. Самыми крупными водоемами являются озеро Щучье -1185 га, принадлежащее области лишь западной частью, и озеро Акатовское - 655 га. К числу крупных водоемов с площадью до 300 га и редко больше относятся озера: Каспля, Велисто, Сапшо, Дго, Баклановское, Бол. Рутовечь, Купринское, Сошно, Рытое. Максимальные глубины обнаружены в озере Баклановском - 28 метров.

Распределяются озерные водоемы по территории нашей области неравномерно. Основная масса озер находится на северо-западе области, преимущественно в бассейне реки Западной Двины. Поозерье. Вне его озера встречаются редко, часто небольших площадей и малых глубин.

Расположение озер области среди культурных ландшафтов, где разнообразные формы производственного освоения оказывают существенное влияние на их режим, природу в целом, и порождают различные изменения в жизни водоемов. Например, сведение лесов и распашка склонов озер и рек ведет к активизации разрушительных процессов и усиленному поступлению осадочного материала в водные бассейны.

Одним из наиболее существенных способов влияния деятельности человека следует считать и искусственные изменения уровня воды в озерах. На Смоленщине на протяжении последних 20 лет имели место неоправданные спуски, красивейших озер Преображенской группы; а также озер Пениснарь, Бессоновского, некоторых старинных водоемов Днепра в Дорогобужском районе. Понижение уровня воды привело к ухудшению проточности озер, уменьшению их площади и сокращению естественных нерестилищ рыбы, сильному зарастанию вплоть до превращения водоемов в болота.

Изменение уровней озерных водоемов могут быть вызваны и проведением, по недостаточно обоснованным проектам, мелиоративных работ. Особое внимание уже сейчас надо обратить на мелиорацию пойменных земель в местах развития озер-стариц. По мнению ученых, учитывая исключительную роль пойменных водоемов-стариц как биохимических барьеров, их огромное санитарно-гигиеническое и ландшафтное значение, необходимо сохранить целостность этих водоемов и запретить сброс из них воды при мелиоративных работах.

Нарушение гидрологического, гидрохимического и гидробиологического режимов озер обусловливается и подъемом уровня воды в связи с сооружением на водоемах или реках, связанных с ними, плотин. Так, на озере Каспля, на базе которого в 1976 году создано и вступило в строй крупное полносистемное рыбоводное хозяйство, появились нежелательные явления в связи с нарушением гидрологического режима водоема, его нестабильности. С сооружением плотин, кроме того, преграждается путь рыбе, идущей из рек бассейна Западной Двины и других рек на нерест в озерные котловины. Эти обстоятельства также надо учитывать при проектировании будущих водохранилищ.

Значение озер

Важное значение имеют озера области как резервуары, хранители пресной и сравнительно чистой воды, объем которой составляет 274 миллиона кубических метров. Удовлетворительное качество воды в озерах в целом обусловлено их значительным удалением от крупных промышленных центров. Вместе с тем довольно часто бытовые сточные воды поступают непосредственно в озерные водоемы и служат источником их загрязнения. Действие сточных вод сказывается на режиме многих, особенно мелководных бассейнов, таких, как Козлово, Глыбай, Княжное и других. Это проявляется, в частности, в увеличении аммонийного азота. Отрицательное влияние на режим озер оказывают и животноводческие фермы, которые являются не только водопотребителями, но и источниками накопления в водоеме органических веществ.

Влияние антропогенного фактора на режим озер связано также с сельскохозяйственным производством. Увеличение пахотных площадей, внесение минеральных и органических удобрений в почву способствуют значительному притоку в озеро как минеральных, так и биогенных элементов. О процессе изучении химизма озерных вод установлено увеличение общей минерализации их, перманганатной окисляемости. Одновременно происходят изменения и в биологии водоемов.

Части реки

Исток - начало реки

Русло - углубление по которому течет река.

Устье - место, где река впадает в другую реку, в озеро или море

Приток - мелкие рек, и впадающие в главную реку.

На вершинах гор снег и ледники начинают таять с приходом весны. В это время температура значительно повышается. Так образуются водные потоки, которые стекают вниз по склонам. Немного ниже маленькие ручьи объединяются. Объединившись, мелкие ручейки набирают силу и текут быстрее, увлекая за собой частицы земли и обломки скал. Возникает горный поток. Достигнув долины, то есть более ровной местности, а потом и пологой равнины, поток замедляет ход. Он превращается в реку.

Водные богатства вашего края

Водные богатства Московской области
Территория области входит в водосборные бассейны Волги и Оки. Регион отличается густой речной сетью и обилием озер - насчитывается более 2 тыс. рек общей протяженностью почти 10 тыс. км.
На севере области реки Лама, Яхрома, Дубна, Сестра относятся к притокам реки Волги. Важнейшими водными артериями являются: река Ока с притоками - Протва, Нара, Лопасня, Цна, Осетр; река Москва с притоками Руза, Истра, Яуза, Пахра и р.Клязьма с притоками - Воря, Шерна. На реке Москве и канале построены водохранилища - Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Клязьминское, Учинское и др. Более 350 крупных озер. Важнейшими из них являются: Тростенское, Нерское, Круглое - на Московской возвышенности и Черное, Великое, Святое, Дубовое - расположены среди верховых и переходных болот Мещерской низменности.
Северо-западные и западные районы области богаты подземными водами. Наибольшую водоресурсную роль играют Рузско-Звенигородское и Сестринско-Истринское месторождения вод. За счет подземных источников обеспечивается 85% потребности районов в воде.

Водные богатства Хабаровского края
Хабаровский край с востока омывается водами Охотского и Японского морей. Наш край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных вод. На территории Хабаровского края есть реки и озёра. В крае насчитывается более 200 тыс. рек общей протяженностью более 550 тыс. км и около 58 тыс. озер. Основная водная артерия края – река Амур – входит в десятку крупнейших рек мира и является одной из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимая среди них третье место по длине и четвёртое по площади бассейна. Основные притоки реки Амур на территории края – река Бурея, река Уссури, река Амгунь, река Гур, река Горин, река Силинка, река Березовая.

Водные богатства Челябинской области
Область расположена на водоразделе трёх бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, которые и являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства. Реки в большинстве маловодны. Из 3602 рек, протекающих по территории области, общей протяженностью 17926 км, 90% рек относятся к очень малым, длиной менее 10км. Здесь протекают реки бассейна Волги: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим со своими притоками.Одним из источников пополнения водных ресурсов являются водохранилища. Особо крупные водохранилища - Аргазинское, Шершневское, Верхнеуральское, Магнитогорское, Нязепетровское. Территория области богата озёрами, их насчитывается около 1300. Наиболее крупные из них - Тургояк, Чебаркуль, Иртяш, Аракуль, Сугомак, Иткуль, Синара, Сунгуль, Киреты, Большие Касли, Большая Акуля, Зюраткуль. В ряде районов обнаружены минеральные источники. В Чебаркульском, Каслинском и некоторых других районах имеются радоновые источники, в Нязепетровском районе найдены железистые источники, а в районе Пласта известны выходы мышьяковых вод.

Водные богатства Тульской области
К наиболее крупным и широко известным рекам области относятся Ока, Упа, Дон, Красивая Меча и Непрядва. Ока - крупнейшая река области. Это второй по величине приток Волги и седьмая река по длине и обширности бассейна в Восточной Европе.
Озер в Тульской области немного. Большинство озер карстовые. Они возникли в результате растворения гипса и известняков и заполнения провалов грунтовыми и межпластовыми водами.
На территории области больше распространены искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Пруды в Тульском крае сооружались издавна. Крупные пруды - водохранилища в XVII - XVIII вв. возводились при металлургических заводах. Из сохранившихся до наших дней - Дубенский пруд, которому более 250 лет. Пруды были непременным атрибутом ландшафта помещичьих усадеб. Некоторые из них выделялись размерами и красотой, были окружены парками. Образцом может служить Большой пруд в Богородицке в имении графа Бобринского. В настоящее время в Тульской области имеются 652 пруда.
Наиболее крупными водоемами в области являются водохранилища, которые созданы, в основном, для водоснабжения промышленных предприятий. Любовское водохранилище, Пронское водохранилище, Черепетское водохранилище, Шатское водохранилище, Щекинское водохранилище.
Территория Тульской области исключительно богата минеральными водами. Широкой известностью пользуются краинские сульфат кальциевые и сульфидные воды и лечебные грязи, на базе которых функционирует курорт "Краинка" Суворовского района. Основные лечебные факторы курорта это минеральные воды и торфяная грязь.

Водные богатства Самарской области
Водные богатства Самарской области представлены рекой Волгой и ее притоками. В пределах области река представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области - 364 км. Насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, более 1000 водохранилищ и прудов.
Наиболее крупные реки: Самара, Сок, Чапаевка, Большой Кинель, Уса, Чагра, Большой Иргиз. Почти все реки области питаются в основном за счет атмосферных осадков.

Водные богатства Пермского края
Водные ресурсы Пермского края весьма значительны. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам Пермский край занимает первое место на Урале. Реки относятся к бассейну одной реки - Камы, крупнейшего левого притока Волги. По длине Кама (1805 км) - шестая река в Европе. Самые протяженные и многоводные реки Пермского края: Чусовая, Сылва, Вишера, Колва, Яйва. Основной источник питания рек Западного Урала - талые воды. В регионе крупные водоемы - водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камское и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве. По количеству озер Прикамье уступает другим уральским регионам. Самые большие озера находятся на севере Пермского края: Чусовское, Большой Кумикуш, Новожилово. Болота в Пермском крае распространены широко, как верховые, так и низинные.

Водные богатства Свердловской области
Водные богатства представлены бассейнам семи основных рек, пересекающих границу области: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа, Сылва. В питании рек преимущественное значение имеют талые снеговые воды, доля которых составляет 65-75%. Крупнейшими водохранилищами в Свердловской области являются - Белоярское водохранилищеи Рефтинское. Всего в области насчитывается 18 414 рек общей протяженностью 68 тыс. км, 135 водохранилищ, более 1200 прудов, 2500 озер. Область обладает достаточно большими потенциальными ресурсами подземных вод. Крупнейшие бассейны подземных вод области (Тагильский, Ивдельско-Тошемский, Сосьвинский и др.)

Водные богатства Кировской области
Кировская область обладает значительными водными богатствами. В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,6 тыс. км. Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км. Наиболее крупные притоки Вятки: справа - Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева - Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь. Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др. Озёр на территории области - 4,5 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень, Орловское, Мусерское. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.
На территории области расположены 3 крупных водохранилища: Белохолуницкое, Омутнинское, Большое Кирсинское.

Территория Смоленской области является водоразделом для трех крупных речных систем Европейской части страны - Волжской, Днепровской и Западнодвинской.

На территории области протекает 1 149 больших, средних, малых и мельчайших рек протяженностью 16,7 тыс. километров, 68 рек являются пограничными и трансграничными. Главные реки Смоленской области - Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма и протекающая на северо-западе река Западная Двина с притоком Каспля. К бассейну Волги относятся реки Вазуза и ее приток Гжать, а также приток Оки река Угра.

На территории области находится несколько сотен озер. Из них особенно красивы ледниковые на северо-западе (более 160 с площадью зеркала не менее 1 га): Каспля, Свадицкое, Велисто и др. Самое крупное из них Акатовское (655 га), самое глубокое Баклановское (28 м). Самое крупное карстовое озеро - Калыгинское.

На водотоках построено 716 прудов и водохранилищ, в которых аккумулируется 1 313,31 млн. куб. метров воды, из них в водохранилищах -1 221,61 млн. куб. метров. Вазузское и Яузское водохранилища на северо-востоке являются источниками питьевого водоснабжения Москвы. Смоленское водохранилище на севере поселка Озерный и Десногорское водохранилища на юге области около города Десногорск - источниками технического водоснабжения и охлаждения циркуляционной воды Смоленской АЭС, ГРЭС и ТЭЦ-2. Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

Многолетний речной сток превышает 15 млрд. куб.метров. На 1 кв. км территории удельные водные ресурсы составляют 284,2 тыс. куб. метров, на 1 жителя -12,1 тыс. куб. метров. Открыты и широко используются запасы сульфатно-кальциево-магниевых минеральных вод. В озерах области имеются значительные запасы сапропелей (более 150 млн. куб. метров). Реки и озера богаты щукой, судаком, лещом, окунем, налимом, другими видами рыб. Все это создает предпосылки для организации спортивной охоты, рыболовства, кратковременного отдыха.

Растительный и животный мир региона

Территория области входит в подтаежную зону смешанных хвойно-широколиственных лесов, которые занимают около 40 процентов ее площади. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной растительностью, посевами культурных растений. Земли лесного фонда расположены на площади 2093,9 тыс. га (по данным лесоустройства), в том числе в ведении государственных органов лесного хозяйства находится 1000,2 тыс. га. Леса (осина, береза, ель) занимают около 38% территории области. На протяжении почти всех послевоенных лет наблюдается увеличение площадей под лесами и кустарниками. Особенно заметна эта тенденция с начала 90-х годов XX столетия.

Лесистость в северных районах области составляет более 50 процентов. В области имеются значительные запасы спелой лиственной древесины. Наиболее распространены на территории Смоленщины вторичные мелколиственные леса. Преобладающей породой является береза (более 50%), по сырым местам господствует осина. В поймах рек, в оврагах и болотах произрастает ольха черная. Ольха серая, наряду с березой и осиной, широко распространена на зарастающих бывших сельскохозяйственных угодьях. Объем годового лесосечного фонда составляет - 3 млн. куб. метров, общая площадь лесного фонда - 2121,5 тыс. га. Средний возраст насаждений - 44 года. Высокая лесистость в Угранском, Демидовском, Духовщинском и Холм-Жирковском районах (более 50% территории районов покрыто лесами). На территории области преобладают мелколиственные и хвойные породы, среди которых наиболее многочисленны береза двух видов и ель (приблизительно по 35% от общего количества деревьев), также большую долю составляют сосна и осина (около 12% по отдельности), меньше распространены два вида ольхи. Довольно обильны и широколиственные породы: дуб, липа, ясень, клён, два вида вяза, составляющие заметную примесь в лесах, а в ряде случаев доминирующие в древостое.

Смоленский край отличается богатством и разнообразием. На территории области обитают 55 видов млекопитающих, около 260 видов птиц, 40 видов рыб. В лесах широко распространены зайцы, белки, лисы, кабаны, лоси, волки, встречаются медведи, рыси, куницы, ласки, горностаи. В области обитают представители 14 типов животных, много видов занесено в Красную книгу области и России. Из млекопитающих в области встречаются: заяц-русак, лось, лисица, волк, куница, бурый медведь и др. Из птиц-- дятел, снегирь, дрозд, глухарь, сова, аист и др. В водоёмах области обитает более 45 видов рыб (обычный ёрш, карась, карп, лещ, окунь, плотва, ротан, щука, сом), часть из них завезённые.

По программе «Развитие рыбного хозяйства Смоленской области» на 2009--2012 годы будет происходить активное зарыбление водоёмов Смоленщины -- Днепра (стерлядь), а также озёр Акатовское, Большое Рутавечь и смоленское водохранилище (толстолобик, белый амур). Раньше водился днепровский осётр. Но из-за заиления нерестовых мест, гидросооружений и дамб, была нарушена миграция. Потом браконьеры всех осетровых выловили. Сейчас уже созданы благоприятные условия, завозится стерлядь. Как только первая рыба начнёт нереститься -- выпуск прекратится. Это произойдёт через три-четыре года.

Многочисленны различные насекомые. Достоверно выявлено около 2000 видов, что составляет только 10% от их реального количества на территории области. В области обитает несколько видов рептилий -- ящерицы (ломкая веретеница, прыткая ящерица) и змеи (обыкновенная гадюка, уж обыкновенный, медянка). Земноводные представлены -- тритонами (обыкновенный и гребенчатый), жабами (серая и зелёная) и лягушками (травяная, озёрная, прудовая, сьедобная).