Богиня макошь и ее две помощницы доля и недоля. Славянские Боги — Богини Доля и Недоля Доля и недоля в славянской мифологии

Богинью судьбы, семейного счастья и плодородия у славян была Макошь (Велесыня). Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения.

У Макоши есть две помощницы - это богини Доля и Недоля. Когда Макошь прядет очередной пласт мироздания, Доля и Недоля поочередно касаются разных нитей, определяя, таким образом, судьбы людей.

Долей славяне именовали только счастливую судьбу, а несчастливую — Недолей, то есть, Бедой.

Славяне верили, что человек при рождении наделяется долей — определенным количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти.

Сами слова, обозначающие судьбу, — доля, у-частъ, у-дел (от глагола делить) — показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, — одному достается ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой.

Доля — это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог. По другим поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни — сразу после рождения и за несколько минут перед смертью.

Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая Доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Недоля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Недоли — она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее.

Считается, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье.

Недоля, Несреча - в славянской мифологии - Злосчастье - пряха. Недолю можно накликать, если проклясть ребенка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит.

Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.

Если у человека Недоля, ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Недоля входит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны — злыдни, которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.

Но какая бы доля или недоля ни досталась человеку, он должен ее всю избыть, не пытаясь уклониться.

Современное исследование Ворсова Андрея

Начав копаться в интернете, я обнаружил, что кроме смысловой нагрузки - «судьба» у этого слова есть и другое значение - часть чего-то. Интересно, не правда ли? Подозреваю, что в старославянской буквице эти слова писались по-разному, примерно, как со словом язык, кто не читал, прочитайте эту статью, рекомендую, очень познавательно.

Слово доля в значении части чего-либо:

Когда я стал размышлять над этим, то сразу вспомнились такие понятия как долька апельсина, долька мандарина, семядоля из школьного курса биологии - это часть семечка, из которого впоследствии появляется стебель и листья.

Кроме этого, наткнулся на интересную информацию от Александра Драгункина, филолога и исследователя русского языка, который утверждает, что даже слово «доллар», так же произошло от русского «доля». При этом он упоминает, что в Польше, «доллар» называют «долец», то есть еще ближе к исконному слову «доля».

В словаре Ефремова, о слове «доля» написано, что в России до принятия метрической системы существовало вполне определенная весовая величина, которая так и называлась — «доля», в пересчете на граммы она составляла 44,4 мг.

Словарь Даля, в числе прочих значений, говорит и о том, что гривна это десятая доля рубля!

Слово доля в значении судьба:

Удивительно, но на просторах интернета не нашлось ни одного серьезного исследования на эту тему. Снова выручил немного словарь Владимира Ивановича Даля, но в нем просто перечисление поговорок, которые он собрал по Руси, без поиска смысла этого слова и его этимологии. Ниже поговорки из словаря В.И. Даля:

  • Наша доля — Божья воля;
  • Господня воля, наша доля;
  • Такова доля, что Божья воля;
  • Всякую долю Бог посылает;
  • не нам чета без доли живут;
  • Где нет доли, тут и счастье не велико;
  • Моя-то доля, с чашкой в поле;
  • Слава Богу, не без доли: хлеба нету, так дети есть;
  • .Воля, неволя — такая наша доля;
  • Там своя воля, а тут своя доля;
  • Ваша воля, наша доля;
  • Ваша воля, а и нам есть доля;
  • Во всем доля, да воли ни в чем;
  • И была бы доля, да нет воли;
  • Кому доли нет, того не принимают в совет;
  • Душа не без доли, мужик не без тягла;
  • Хорошо тому жить, чья доля (счастье) не спит;
  • Не в воле счастье, а в доле;
  • Своя волюшка доводит до горькой долюшки.

Вчитавшись внимательно в эти поговорки, я даже загрустил, настолько от этих поговорок несет безысходностью и рабской покорностью судьбе, что как-то даже неудобно стало за свой народ. Но грустил я недолго, потому что вспомнил о том, что это лишь мизерная часть русского фольклора, в котором огромную часть занимают веселые, разбитные, патриотические, воспитательные и другие частушки и поговорки.

Но вернемся к «доле», синонимами этого слова в значении судьба я нашел такие слова как:

  • везение;
  • участь;
  • судьбина;
  • планида;
  • удача;
  • фарт.

Все они употребляются, когда нужно донести мысль о том, что от тебя ничего не зависит. Тебе просто повезло, либо наоборот не повезло, случайность!

На самом деле, на глубинном уровне до которого, как мне кажется, я докопался, слово «Доля» имеет общий смысл, это часть чего-то и судьба. Объясню подробней, и конечно же не обойдусь без Бога.

Поскольку Бог самый величайший творец, то создавая этот мир он не мог творить его без плана, хаотично. Мир создан так, что все в нём выверено и взаимосвязано. Каждое наше действие рождает ответную реакцию всего мироздания. У каждой души, у каждого человека есть своё назначение в этом великом плане.

Если взять этот величайший план мироздания за единицу, то наше участие в нем — это несомненно доля, то есть доля и как часть (плана бога) и как наша судьба. Вероятно, именно поэтому в русских поговорках прослеживается такая покорность судьбе, то есть принятие плана бога.

Богиня Доля (Среча) – Всесильная Небесная Богиня удачи , счастья, созидательных деяний, счастливой судьбы и счастливой жизни. Богиня Доля – вечно молодая и прекрасная Небесная Пряха, прядущая свою чудесную нить судьбы и жизни человеческой. Богиня Доля очень искусная и опытная рукодельница и мастерица. На ее изумрудное веретено намотана нить жизни и судьбы. Нить золотистая, прочная и прямая.

Молодая красавица Доля крепко держит в своих нежных и ласковых руках эту тонкую нить . Она управляет судьбой людей и отвечает за предназначение человека. Поскольку будущая жизнь и судьба человека находится в ее руках, она старается при рождении младенцев напророчить им счастливое будущее и наделяет их всеми добродетелями.

Богиня Доля является самой младшей дочерью Небесной Богородицы Макоши . Кроме того, она является сестрой своей старшей сестры Богини Недоли (Несречи). Богиня Доля, как и ее Матушка Макошь, является Земным и Небесным воплощением своей прародительницы Лады Матушки. Доля обладает одним замечательным качеством: она ведает о любых событиях, которые когда-либо были, есть или будут в жизни каждого человека. Ей известно не только время рождения человека, но и время его смерти.

Символами Доли являются: клубок нитей, прялка и веретено. Все это указывает на то, что в каждой человеческой душе прежде всего находится труд. Поскольку у каждого человека свое, личное предназначение, то и судьба для всех предначертана разная.

Макошь

Макошь у славян - Богиня всей Судьбы, старшая из богинь судьбы. Прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле.

Макошь (Мокошь, Макоша, Могущ, в некоторых источниках – Велесыня) – древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага (семейного счастья). В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе и богов). Это образ женской составляющей мироздания (мужская – Сварог). Является женой бога Сварога.

Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает. Лингвистически от древнеславянского «mokos», что значит «прядение».

У Макоши есть две помощницы – это богини Доля и Недоля . Когда Макошь прядет очередной пласт мироздания, Доля и Недоля поочередно касаются разных нитей, определяя, таким образом, судьбы людей (или отдельных временных этапов жизней этих людей). Богини Доля и Недоля связывают покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

(Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.)

Макошь нашим предкам приставлялась как высокая, красивая женщина в умеренном возрасте. Ее красота была красотой именно женщины, а не девушки (как в случае с Ладой). И это справедливо, ведь Макошь – это фактически Матерь-Сва, вторая базовая структура мироздания. И образ ее гораздо глубже и мощнее с точки зрения эзотерики, чем образ лучезарной, молодой Лады.

Макошь - богиня плодородия, мать урожаев. Это апофеоз женственности, материнства. Ее зверь – корова, животное, без которого любое хозяйство является неполноценным и, фактически, регрессивным. Иногда она изображена с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. В любом случае, она представляется высокой дородной женщиной, голова которой увенчана шапкой с выступающими краями. В руке ее (но не той, что у Велеса, а в противоположной) рог изобилия.

Доля и Недоля

Славяне верили, что человек при рождении наделяется долей - определенным количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, - доля, у-частъ, у-дел (от глагола делить) - показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, - одному достается ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. Но какая бы доля ни досталась человеку - хорошая или плохая, он должен ее всю избыть, не пытаясь уклониться.

Доля - олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство. Долей у украинцев менуют только счастливую судьбу, а несчастливую - Недолей, Бедой.

Доля - это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог. По другим поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни - сразу после рождения и за несколько минут перед смертью.

Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая Доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Плохая Доля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Доли - она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать ее и побить - тогда она начнет работать и помогать своему хозяину.

Считается, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье.

Недоля, Несреча - в славянской мифологии - Злосчастье - пряха. Недолю можно накликать, если проклясть ребенка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит.

Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.

Если у человека несчастливая Доля, то есть Недоля , ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Украинцы представляют себе Недолю в виде нагого человека; дряхлого старика; девушки с лицом старухи и непричесанными волосами; старой черной горбатой женщины в рваном платье; калеки; дохлой собаки; голой кошки; зайца; совы; мыши; птицы с большими крыльями; яйца и так далее. Недоля входит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны - злыдни , которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.

  • < Богиня Кострома
  • Богиня Мара (Марена) >

Доля и Недоля - счастье и несчастье, судьба и несудьба, удача и неудача.
В древности это были две сестрицы, девы судьбы, - небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека.
Но у доброй Доли, красавицы, улыбчивой помощницы богини Макоши, текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая, кудлатая Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную.

Виктор Корольков

Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая, одним - дар, талант, другим - бесталанность. Не зря говорят в народе: «Не в воле счастье, а в доле», «Недоля сталась - напасть досталась», «Тркить о своей доле - что ветра искать в чистом поле».

Говорят, приветливая Доля может завести поначалу дружбу со всяким человеком, но, разобравшись в его натуре, уходит от злодея или ленивца.
В глубочайшей древности само слово «бог» означало «доля», «судьба», «участь».
У сербов подобных сестер зовут Среча и Несреча.
Среча - красивая, добрая девушка, заботливая, ловкая: она крепко держит в своих ласковых руках нить человеческой жизни!
Несреча - седая старуха с мутным взором, которая прядет слишком тонкую, легко обрывающуюся нить. Об этом есть и поговорка: «Несреча танко пряде», то есть тонко, плохо прядет, и нить ее непрочная.

В древнегреческой, древнеримской и скандинавской мифологии также существуют пряхи, девы судьбы: Парки, Мойры, Норны, но их по три сестры: две прядут нить жизни, а третья безжалостно обрывает ее.

У южных славян есть также Суденицы - девы жизни и судьбы, которые определяют судьбу человека при его рождении. Едва родится младенец, в избу приходят три сестры и нарекают новорожденному судьбу. Затем они тихо удаляются.
Если в то время в окошко заглянет месяц, то в его лучах можно разглядеть их зыбкие очертания и воздушные одеяния. То, что присуждают Суденицы, никакая сила не может изменить.

Сходны с ними вещие жены, нарекающие судьбу младенца, именуются они орисницами.
Обычно это молодые красавицы, одетые в белые платья, или древние безобразные старухи; иногда вместо платьев они покрыты перьями.
Живут они на краю света, где небо сходится с землею, и прилетают к новорожденным детям на третий день, дабы наделить младенца Долей или Недолей. Их предсказания слышит только мать ребенка и близкие родственницы, которым запрещено разглашать пророчество - иначе онемеешь или окаменеешь. Обычно орисницы долго спорят между собою, какую судьбу назначить младенцу, поэтому люди заведомо готовятся к их прилету, стараясь умилостивить: не гасят огонь в спальне, кладут под подушку ребенку сладкую лепешку, кольца, серьги, одевают в рубашку отца...

По поверьям белорусов, всякий человек имеет свою Зирку, которая, как дух-хранитель, неотступно находится при своем избраннике. Собственно, «зирка» значит звезда, но в народе под этим именем слывет богиня счастья.


Колесо Фортуны
Эдуард Берн-Джонс

«СМИРИСЬ И НЕ РОПЩИ!»

Жили два брата - младший в довольстве и счастье, а старший в горе и бедности. Настало лето. Старший брат нанялся у младшего убирать хлеб. Однажды приходит он на поле и видит: женщина в нищенском рубище ходит между копнами, выдергивает самые крупные и рясные колосья из снопов, полученных старшим братом за работу, и втыкает их в снопы младшего.

Кто ты? - спросил бедняк возмущенно. - Что тут делаешь?

Я - Доля твоего брата, его судьба. Он спит, а моя обязанность - денно и нощно трудиться на него, как на своего господина. С самого рождения его до смерти я ему верна слуга. Берегу его от опасностей, лелею его детей. Окропляю его поля и огород росою. Гоню ему рыбу в сети, рои пчел - в улья. Охраняю от хищного зверя и холю его скотину. Привожу к нему купцов, набиваю цену на его товар.

А как же моя судьба? Почему она не заботится о моем благополучии?

Твоя судьба Недоля - белоручка. Она знай спит днем и ночью, так что ты обречен на бедность. И сколько бы ни пытался облегчить свою судьбу, тебя везде и всегда будут преследовать Лихо, Горе, Злосчастье, Беда, Нужда, Кручина. Смирись, несчастный, и неропщи.

Потому и гласит пословица: «Хорошо тому жить-поживать, чья доля не любит спать!»

*****
Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить».
То есть Бог — высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем.
Слова богатый (на санскрите — бхагават) и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой.
Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий (бедный, болезненный слепой, калека), небога (бедняк, сирота) или вовсе небожчик (покойник).
В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц - счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.)

Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору.
Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов.
Например, не следовало проходить под поваленным деревом — «долю себе убавишь». Существовал ежедневный обычай, когда главный в семье подтверждал долю домочадцев: нарезал каравай и вручал каждому его часть, большую или меньшую. Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить ее на лучшую.
Но Доля бывает разной, уж кому какая выпадет, когда человек появляется на свет: в лихую годину или в счастливый час.
Слово счастье имеет в виду часть высшего дара, большего или меньшего.
А доля — не только судьба, которой наделяют, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего.
Идея судьбы-слуги была известна еще в Древнем Египте, где каждый человек, когда подходил срок отправляться в мир иной, прихватывал с собой куколку — ушебти (у богатых египтян их было несколько). На том свете, как и на этом, нужно было работать — возделывать поля. Ежедневно боги-смотрители устраивали перекличку, а за душу умершего откликалась его ушебти. Она же и работала потом без устали за хозяина, пока тот отдыхал в тенечке.
В Риме Доля называлась Фортуной и имела такое же значение.
Позже, в христианские времена, Доля и Недоля, Счастье и Злосчастье стали восприниматься как две силы, влияющие на человека: светлая — ангел, стоящий за правым плечом, и темная — черт, выглядывающий из-за левого плеча.
Потому-то, когда случится что-то плохое, в этом видят проделки черта и трижды плюют на него через левое плечо.

***

Славянская мифология