Дальневосточный морской флот. Владивосток. Корабли Императорского флота России. ВМФ Российской Федерации



К-211 «Петропавловск-Камчатский» - атомная ракетная подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар», входящая в состав Тихоокеанского флота России.
История корабля
16 марта 1976 года зачислен в списки кораблей ВМФ как К-211. Заложен на стапелях МП «Севмаш» в Северодвинске 19 августа 1976 года, заводской номер 394. Входил в состав 331 ОБрСРПЛ Северного флота ВМФ СССР. 23 мая 1981 года К-211, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с подводной лодкой, опознанной по фрагментам корпуса, оставшимся в месте столкновения, как американская АПЛ класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира американской субмарины, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем. В англоязычных источниках единственное столкновение в этот период произошло у британской HMS Sceptre (S104) класса «Суифтшюр».
После этого происшествия К-211 была поставлена в ДОК в пос. Чалмпушка, где был произведён ремонт горизонтального кормового стабилизатора и замена повреждённого правого винта. В июле-августе 1982 года РПКСН К-211(командир капитан 2 ранга А. А. Берзина, старший похода капитан 1 ранга В. М. Бусырев) совершил длительное подводное плавание по периметру Северного Ледовитого океана. В сентябре 1982 года находящуюся на боевом дежурстве подводную лодку с проверкой посетил НГШ ВС СССР генерал армии Ахромеев С. Ф.. В сентябре-ноябре 1984 года совершил подлёдный, трансарктический переход по маршруту Оленья Губа-Камчатка,бухта Крашенинникова(командир капитан 1 ранга Захаров Л. В., старший на борту контр-адмирал Агафонов В. П.), вошел в состав 25 дивизии ПЛ 2 флотилии ПЛ ТОФ, г.Вилючинск. В 1989 −1993 прошёл плановый средний ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» (г. Большой Камень, 72 ОБрСРПЛ ТОФ).В 1996 году совместно с АПКСН К-223 и К-530 произвел групповую стрельбу БР по береговой цели. 15 сентября 1998 года получил имя «Петропавловск-Камчатский». В настоящее время находится в составе 25 дивизии ПЛ 16 эскадры ПЛ ТОФ.
Командиры
* Захаров Л. В. 1978-1988(1 экипаж)
* Скворцов В.Б 1988- (1 экипаж)
* Ковалёв И.Е(2 экипаж)
* Денисенко В.(2 экипаж)
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН 2 поколения
Обозначение проекта 667БДР «Кальмар»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор Ковалёв С. Н.
Классификация НАТО «Delta-III»
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 м
Предельная глубина погружения 560
Автономность плавания 90
Экипаж 130
Размеры
Водоизмещение надводное 10600
Водоизмещение подводное 13050
Длина наибольшая (по КВЛ) 155
Ширина корпуса наиб. 11,7
Средняя осадка (по КВЛ) 8,7
Силовая установка
Паротурбинная АЭУ
2 водо-водяных реактора ВМ-4С суммарной тепловой мощностью 180 МВт,
2 ГТЗА с эшелонным расположением по 20 000 л.с.,
2 АТГ по 3000 кВт каждый,
2 группы АБ,
2 ДГ по 460 кВт,
2 ЭД экономического хода по 260 л.с.,
2 гребных вала,
2 пятилопастных гребных винта.
Вооружение
Торпедно-минное вооружение
4х533 и 2х400 носовых ТАТА,
16 торпед, может нести мины вместо части торпед до 24.
Ракетное вооружение
16 ПУ БРПЛ Р-29Р (РСМ-50)
(класс. NATO - SS-N-18 mod.1/2/3 «Stingray»)
ПВО
2 комплекта «Стрела-2М».

Любое государство во все времена можно было охарактеризовать, анализируя три основных аспекта, а именно: уровень свободы граждан, превалирующий метод регулирования общественных отношений, развитость силовых структур и вооруженных сил. Последний элемент имеет большое значение даже в современном мире. Казалось бы, зачем сегодня нужна сильная армия, если большинство масштабных военных конфликтов были окончены еще в XX веке? Ведь действительно значимых международных проблем сегодня попросту нет. Тем не менее XXI век, как показали последние события, не является «оазисом» стабильности. Большинство государств не доверяют иным представителям международной арены. Подобный режим взаимодействия представляет собой бомбу замедленного действия, которая может в будущем перерасти в полноценную войну. Чтобы такого не случилось, государства обязаны наращивать военную мощь для подавления любого рода провокации. Следует отметить, что в некоторых государствах сегодня уже существуют высокомобильные и боеспособные подразделения. К числу подобных стран относится Российская Федерация. В составе её вооруженных сил присутствует Тихоокеанский военно-морской флот, который имеет крайне интересную историю и ряд характерных особенностей.

ВМФ Российской Федерации

Флот является основной боевой группировкой на воде. На протяжении всей истории данный вид войск модернизировался и становился все более смертоносным. Что касается России, то наше государство не всегда славилось развитыми военно-морскими силами, если сравнивать их с аналогичными подразделениями Англии, Испании и Португалии. Тем не менее прорубленный Петром I «выход в Европу» дал возможность развить новый сектор военного искусства. На сегодняшний день Российской Федерации - это одна из составляющих вооруженных сил государства. Она имеет свою структуру и ряд функциональных задач, отличающихся спецификой.

Состав ВМФ

Структуру Военно-морского флота можно рассматривать с двух позиций. В первом случае необходимо брать во внимание отдельные подразделения, входящие в представленный род войск. На сегодняшний день в присутствуют:

  • надводные и подводные силы;
  • морская авиация;
  • береговые войска флота.

Но помимо деления на конкретные силовые структуры, весь Военно-Морской флот Российской Федерации делится на определенные части, образованные стратегической необходимостью и территориальной расположенностью. В соответствии с этим выделяют:

  • Балтийский.
  • Северный.
  • Каспийский.
  • Черноморский.
  • Тихоокеанский флот.

Последняя группировка является одной из самых масштабных, если учитывать численность техники и личного состава.

ВМФ России - Тихоокеанский флот

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из самых больших стран по территориальности. Флот в данном случае - это способ защитить основные выходы державы к Мировому океану. России является военной группировкой одноименного рода войск, входящего в Вооруженные силы государства. В его составе присутствует большое количество специальных технических средств. С их помощью группировка обеспечивает безопасность в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Поистине легендарная история представленной военной группировки обусловила её популярность и авторитет. Данный факт проявляется в существовании памятной даты, посвященной этому структурному подразделению вооруженных сил. Таким образом, 21 мая - это день Тихоокеанского России.

Имперский период в истории тихоокеанской группировки ВМФ

Территория Российской Федерации простирается на многие километры. Поэтому государство имеет множество выходов к морю. Но Тихоокеанский флот существовал далеко не всегда. Отправной точкой в его истории является 1716 год, когда был создан Охотский военный порт. На протяжении долго времени данная локация являлась основной морской базой на дальневосточных территориях. Следующим этапом развития структурного элемента ВМФ стал 1731 год. Эта дата ознаменовала появление Охотской военной флотилии, указ о создании которой был отдан императрицей Анной Иоанновной.

Свое первое крещение Тихоокеанский флот получил в 1854 году. С 18 по 24 августа два корабля, «Аврора» и «Двина», оказывали сопротивление превосходящей по силам англо-французской эскадре. В начале XX века Российская Империя начинает наращивать мощь тихоокеанской группировки в связи с обострением конфликтов с Японией. В этот период Тихоокеанский базируется на пункте, известном как Порт-Артур.

В 1904 году, в ходе русско-японской войны большая часть имперского флота была уничтожена, так как силы противника на море были превосходящими.

Тихоокеанский флот ВМФ России сыграл значимую роль в процессе становления власти советов на Дальнем востоке в 1917 году. Большая часть матросов группировки боролась за становление «красного» режима. Однако Тихоокеанский флот в 1926 году был расформирован. Восстановление подразделения произошло лишь через 6 лет. А уже с 1937 года начинает функционировать Тихоокеанское военно-морское училище. В период Второй мировой войны подразделение боролось с немцами и японцами.

После обретения РФ независимости Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье, начал стремительно развиваться. Эволюция этого подразделения вооруженных сил объясняется достаточно просто. Дальний Восток представляет важное стратегическое значение. Потому его защита является первостепенной задачей. В соответствии с этим в 2000 годах начинается тотальное техническое обновление Тихоокеанского флота.

На сегодняшний день представленное подразделение является одним из наиболее боеспособных, если анализировать всю структуру ВМФ. Тихоокеанский флот ВМФ России, контакты которого можно найти в интернете, имеет целый спектр функциональных направлений, которые будут представлены далее.

Основные задачи группировки

На сегодняшний день возникает множество вопросов о том, чем занимается Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье? Даже невзирая на относительно мирный климат, царящий во всем международном сообществе, упомянутая в статье военная группировка выполняет огромное количество функциональных задач.

  1. Тихоокеанский флот ВМФ России обеспечивает поддержание стратегических сил в боевой готовности для сдерживания возможной ядерной агрессии.
  2. Группировка защищает основные экономические районы в подконтрольном регионе.
  3. Обеспечивает реализацию любого рода внешнеполитических акций: деловых визитов, учений, миротворческих операций и т. п.
  4. Тихоокеанский флот ВМФ России, фото которого представлены в данной статье, также занимается обеспечением безопасности судоходства.

Таким образом, подразделение реализует важные задачи на территории дальневосточного региона. С целью обеспечения эффективности выполнения основных функций в Охотском море действует сразу несколько баз группировки. На сегодняшний день существует пять основных мест, где расположен Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является главной базой. Помимо неё, технический и личный состав группировки располагается в Фокино, Большом Камне, Вилючинске и Советской Гавани. Таким образом, дальневосточный рубеж перекрывается сразу по нескольким направлениям, что позволяет формированию более эффективно реализовать свои задачи.

Техническое оснащение Тихоокеанского флота

В состав дальневосточной группировки ВМФ на сегодняшний день входит большое количество техники разного типа. Сегодня основой Тихоокеанского флота являются следующие технические средства, а именно:


Если анализировать техническую составляющую Тихоокеанского флота более детально, то его основу составляют крейсеры проекта «Орлан», миноносцы «Сарыч», малые противолодочные корабли «Альбатрос», ракетные катера «Молния», противодиверсионные катера «Грачонок» и т. д. Элитой подразделений подводного типа являются большие и малые атомные подлодки «Антей» и «Щука-Б».

Особенности организационного состава Тихоокеанского флота

Следует отметить, что в структуре подразделения имеются не только подводные и надводные силы, но еще и некоторые специальные формирования. К примеру, большое значение играют группировки морской пехоты, зенитно-ракетные подразделения и подразделения Данные формирования обеспечивают эффективное выполнение функциональных задач, а также высокий уровень безопасности на дальневосточных рубежах.

Но возникает логичный вопрос, чем знаменит Тихоокеанский флот ВМФ России, помимо упомянутой технической базы? Ответом является легендарный флагманский корабль "Варяг".

Флагман ТОФ

Тихоокеанский флот ВМФ России, база которого располагается во Владивостоке, имеет в своем составе основной, ведущий корабль. Флагман проекта 1164 «Варяг» был спущен на воду в 1982 году. Невзирая на свой возраст, корабль отлично подходит для выполнения боевых задач современности. Он способен развить скорость до 32 узлов. Автономность плаванья может продолжаться около 30 дней. «Варяг» может содержать на своем борту 680 человек экипажа и преодолевать расстояние в 7000 миль. Показатель водоизмещения корабля составляет 11 300 тонн.

Что касается военной мощи, то ракетный крейсер «Варяг» может соперничать со многими современными кораблями. Вооружение флагмана состоит из нескольких элементов. Это:

  • вертолет «Ка-27»;
  • 2 зенитных комплексатипа «Оса»;
  • 2 торпедных аппарата;
  • 8 зенитно-ракетных комплекса «Форт»;
  • 16 установок типа «Вулкан»;
  • 6 установок «АК-630»;
  • одна установка «АК-130».

Таким образом, корабль, если учитывать его технические характеристики, может с достоинством носить статус флагмана.

Деятельность флагмана

Даже с учетом авторитетного статуса корабля «Варяг», он является боевым ракетным крейсером, который можно применять для выполнения боевых задач, о чем уже было указано ранее. Наиболее яркими примерами деятельности флагмана за последнее время является его участие в нескольких операциях. Во-первых, «Варяг» принял участие в российско-индийских флотских учениях, которые проходили в 2015 году с 7 по 12 декабря. Во-вторых, 3 января 2016 года крейсер сменил корабль «Москва» и обеспечил выполнение боевой задачи. Его основной целью было прикрытие авиагруппы ВВС Российской Федерации, которая действовала в тот момент на территории Сирии. Все поставленные перед флагманом цели были выполнены. Поэтому уже к лету 2016 года корабль вернулся во Владивосток со всем экипажем на своем борту.

Заключение

Итак, мы попытались выяснить техническое состояние и основные задачи, которые осуществляет Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является основной базой формирования на сегодняшний день. Следует отметить, что группировка представляет собой одно из самых смертоносных и развитых подразделений в составе Вооруженных сил РФ. Поэтому за безопасность дальневосточных морских границ нашей державы можно не беспокоиться.

Пора пристуать к крейсерам Владивостокского отряда … систематично … а потому пойду пожалуй по алфавиту
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Заложен 21 декабря 1899 года на верфи Вулкан в Штеттине. Введен в строй в августе 1902 года. Крейсер строился по судостроительной программе «для нужд Дальнего Востока».
В конце октября 1902 года, завершив последние работы, испытания башенных установок и стрельбы, «Богатырь» вместе с броненосцем «Победа» направился в Либаву, где собирался отряд контр-адмирала Э.А.Штакельберга, назначенный для следования в Тихий океан. В состав отряда вошли броненосцы «Ретвизан» и «Победа», крейсера «Диана», «Паллада», «Богатырь» и «Боярин». В греческих водах к отряду должны были присоединиться ранее отправленные в плавание 5 миноносцев иностранной постройки типа «Властный» и 2 отечественной - типа «Буйный».
В ходе перехода крейсер показал себя превосходно, в отличие от других кораблей отряда, и 9 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур в совершенно исправном состоянии. Неплохое бронирование корабля вероятно послужило основанием для включение его в отделявшийся от Первой Тихоокеанской эскадры Владивостокский отряд крейсеров. 24 сентября 1903 года «Богатырь» покинул Порт-Артур и вместе с «Громобоем», «Россией» и «Рюриком» направился во Владивосток.
В ходе начавшейся русско-японской войны «Богатырь» действовал в составе Владивостокского отряда и вместе с другими крейсерами совершил в январе - апреле 1904 года три похода с целью нарушения японских коммуникаций. 2 мая 1904 года командир отряда крейсеров контр-адмирал К.П. Иессен отправился на «Богатыре» инспектировать состояние обороны в заливе Посьет. Следуя в тумане, с опасной для таких условий скоростью, крейсер налетел на скалы у мыса Брюса. Борьба за спасение крейсера продлилась весь месяц и лишь 1 июня 1904 года корабль сняли со скалы и перевели во Владивосток. Ремонт в условиях Владивостокского порта оказался затруднительным и продолжался с перерывами более года. «Богатырь» вышел в море лишь 5 сентября 1905 года, уже после окончания войны.
Потрясавшие Россию в 1905 году бунты и мятежи грозили докатиться до Владивостока. Опасаясь вовлечения в них экипажей крейсеров отряда, владивостокское начальство поспешно избавилось от них - доставляя солдат на освобождавшуюся Японией северную половину острова Сахалин, крейсеры получили приказ прямо из Де-Кастри следовать в Россию. 11 ноября 1905 года корабли направились к Корейскому проливу. Служба крейсера на Дальнем Востоке завершилась.
17 января 1906 года в гавани Коломбо «Богатырь» отделился от отряда, взяв на борт всех призванных на корабли во время войны из запаса. Передав запасных в Порт-Саиде на пароход, идущий в Севастополь, «Богатырь» получил приказание морского министра следовать дальше, не ожидая отряда.
6 марта 1906 года крейсер маршрутом Алжир - Шербур - Кильский канал прибыл в Либаву.
В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
Крейсер "Богатырь" в бухте Золотой Рог. начало 1904 года

Русско-японская война, флот после поражения в русско-японской войне, российский флот во время Первой Мировой войны, российский флот во время Гражданской войны в России.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.

К началу 1904 года военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли из 1-й Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была создана главная база российской Тихоокеанской эскадры.

Русский плакат начала русско-японской войны

В результате столкновения интересов Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии 27 января 1904 года началась русско-японская война. Первые военные действия начались 8 февраля, когда японский флот внезапно атаковал российскую крепость Порт-Артур. В результате этой атаки два российских броненосца были серьезно повреждены. Эта атака вылилась в полномасштабную битву на утро следующего дня. Несколько попыток японцев атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море.

Порт-Артур под обстрелом

После неудачных атак на Порт-Артур японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей, груженных цементом, у входа в гавань. Как оказалось, эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы помешать судоходству. Попытка блокады боевыми кораблями 3—4 мая также провалилась.

Нужно заметить, что обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались нападающей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.

Такая деятельность сильно ограничила маневренность русских кораблей. Так, например, 13 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман «Петропавловск» и «Победа» — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение минуты «Петропавловск» затонул, «Победа» вернулась в Порт-Артур для ремонта.

Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца «Ясима» и «Хацусэ» наткнулись на свежее минное поле и пошли на дно.

Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и и понёс тяжёлые потери в Жёлтом море. Остатки российской эскадры в Порт-Артуре были постепенно затоплены огнём осаждающей Порт-Артур японской артиллерии. Попытки прорвать блокаду Порт-Артура с суши также не удались, и после сражения при Ляояне в конце августа русские силы отступили к Мукдену.

Порт-Артур, обороняемый в том числе и отрядами моряков, сформированных из экипажей затопленных кораблей, пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.
Российское командование послало эскадру Балтийского флота под командой адмирала З. П. Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовные суда, приняв их за японские миноносцы, в результате чего Россия согласилась выплатить британским рыбакам 65 000 фунтов стерлингов.

Продолжительность плавания эскадры Балтийского флота дала японцам достаточное время, чтобы подготовиться к встрече ещё до того, как эскадра имела бы возможность дойти до российских военно-морских баз на Дальнем Востоке. Эскадра Балтийского флота была встречена японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года более подготовленная японская эскадра, превосходящая российскую эскадру количественно и качественно, вывела из строя главные корабли русской эскадры. Вторая Тихоокеанская эскадра была полностью разгромлена — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажами, остальные сдались, и лишь несколько из них ушли или в нейтральные порты, или во Владивосток.

В результате череды неудач в море и на суше, а также роста революционных настроений война была закончена 23 августа 1805 года подписанием Российской империей невыгодного Портсмутского мира.

ФЛОТ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ.

После фиаско в Русско-японской войне потери флота Российской империи были таковы, что с третьего места в мире он переместился на шестое, уступая уже не только Великобритании и Франции, но также Германии, Японии и США. Балтийский флот практически погиб. Первое время морское ведомство блуждало, не находя курса для новой работы. Его аппарат был явно неудовлетворителен, требовал обновления и коренных реформ. Средства государства были расстроены, началось мощное внутреннее брожение, разразившееся в протесте масс против господствовавшего режима, потрясшее его основы и выразившееся революционным движением 1905-1906 годов. Сказанное создавало неблагоприятную обстановку для восстановления флота.

Как Балтийский, так и Черноморский флот, участвовали в революционных движениях в России 1905-1907 годов (восстание на крейсере «Память Азова»; восстания в Кронштадте, в Либаве и Свеаборге; беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков»).

Крейсер «Очаков»

Тем не менее, 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы.
[На фото первая российская подлодка «Дельфин»]

Только в 1909 году было положено начало восстановлению судового состава. Почти три года занял переходный период, в течение которого морское ведомство реорганизовывалось, устанавливались задачи флота и прокладывалось направление, по которому пошло его дальнейшее развитие.
Для Балтийского флота были заказаны новые линкоры, крейсера, и миноносцы (теперь в основном эсминцы).

Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало перевооружение и расширение Черноморского флота новыми линкорами типа «Императрица Мария».

Крейсер «Императрица Мария»

Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер «Рюрик» и оборудование для других кораблей было заказано на иностранных судоверфях.

В 1909 году капитан Корпуса корабельных инженеров Л. М. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Проект был отвергнут. Первые авианосцы в России появились только в начале Первой мировой войны.

Приобретение американских подводных лодок конструкции фирмы «Холланд» вместо строительства отечественных образцов позволило ускоренно создать новый род сил, но сказалось отрицательно на возможностях его модернизации. В эпоху стремительного развития подводного флота Россия была вынуждена содержать морально устаревшие подводные лодки, не имея ни базы для их обеспечения (всё необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на их замену. Когда сборка подлодок по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения подводных лодок. В результате подводные лодки образца 1911 года продолжали служить в России до середины XX века.

Также к началу первой мировой войны на всех флотах России насчитывалось 75 эсминцев разных типов и достраивалось 11. Кроме того, флоты имели 45 миноносцев более ранней постройки.

«Holland 602»

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

В Первой мировой войне российский флот действовал как на Балтийском, так и на Черном море. В Балтийском море главным противником Российского императорского флота был Флот Открытого Моря Германии. Но довольно сильную поддержку российскому флоту оказывали английские подводные лодки, постоянно проходившие через пролив Каттегат в акваторию Балтийского моря. Германский флот превосходил российский по качеству и количеству, а также был очень мобилен (немцы могли при появлении необходимости быстро перебрасывать корабли Флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское и обратно через Кильский канал). Поэтому российские корабли заняли оборонительные позиции. Наступательные операции ограничивались перехватами конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, а также использованием осадных минных заграждений в атакующих целях, что позволило серьезно ограничить манёвренность вражеских судов.

Затопленный немецкий эсминец «V-99»

Напав на российский флот в августе 1915 года в Рижском заливе с целью уничтожить находящиеся там российские военные корабли и тем самым облегчить захват Риги, германский флот потерпел фиаско, потеряв 2 эсминца и 3 тральщика, и был вынужден вернуться на свои базы.

Однако, повторив попытку в октябре 1917 года, немцы одержали победу и захватили острова в заливе, а также повредили русские корабли, которые пытались покинуть Ригу, захваченную германскими войсками.

Лежащий на грунте броненосец «Слава»

На Черном же море ситуация складывалась в пользу российского флота. Основным противником России была Османская империя. Действиями Черноморского флота командовал адмирал Эбергард, а с 1916 года — адмирал Александр Васильевич Колчак.

Начало войны на Черном море ознаменовалось обстрелом турецким флотом нескольких русских городов.

Примечательно то, что турецкий флот в Черном море имел в своем составе два самых современных на тот момент корабля (германские крейсеры, переданные Османской империи «Гёбен» и «Бреслау»).

Также примечательным является момент истории, который принято называть «прорывом «Гёбена» и «Бреслау»».
В июле-августе 1914 года германские корабли «Гёбен» и «Бреслау», отправленные в Константинополь для перехода в состав турецкого флота, смогли избежать столкновения с высланной на их перехват эскадрой английского и французского флотов и прибыть в пункт назначения. Это событие стало одним из факторов, подтолкнувших Османскую империю к вступлению в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза.

Наличие этих кораблей первое время сильно сковывало действия российского флота: командование опасалось выходить в море отдельными кораблями или группами - без опаски можно было действовать только в полном составе.

Однако силы Черноморского флота постепенно пополнились кораблями аналогичного типа (линкоры «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина Великая»). Такой расклад вынудил турок отступить в Босфор, что позволило закрепить почти полный контроль над Черным морем за русским флотом.

Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако Черноморский флот своими действиями сумел существенно затормозить их продвижение с помощью обстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и разбила наступавшие турецкие сухопутные силы.

После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года, началось плановое минирование выхода из Босфора и подходов к некоторым портам. Это способствовало установлению контроля над Чёрным морем. После этого флот начал подготовку к Босфорской десантной операции.

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии. Из-за чего подвоз угля с октября 1916 года в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора. Так, из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года в Петрограде и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому мирному договору между правительством Ленина и Германией, главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев. Также заключенный мир позволил Германии получить полный контроль над Балтийским морем.

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.

После заключения позорного для России Брестского мира корабли и суда Балтийского флота, в то время находящиеся в Финляндии, должны были там и оставаться до начала периода навигации, из-за чего возникла угроза потери этой части военно-морских сил.

Вследствие этого советским руководством было принято решение о переводе всех этих кораблей в Кронштадт, несмотря на то, что Финский залив практически покрылся льдом.

Так в марте-апреле 1918 года состоялся легендарный Ледовый поход Балтийского флота, в результате которого были спасены почти 230 кораблей и судов, в их числе были 6 линкоров, 5 крейсеров, почти 60 эсминцев и миноносцев и 12 подлодок. Также были спасены две авиационные бригады и различная военная техника.

Ледовый поход кораблей Балтийского флота

Угрожая сорвать заключение мира, немецкие войска приближались к Севастополю, оккупация становилась неизбежной, и немецкое правительство потребовало от России сдать корабли Черноморского флота Германии. Дабы не допустить этого, в июне 1918 года по приказу Ленина «ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно» в районах Новороссийска и Туапсе. 18 июня Черноморский флот фактически перестал существовать.

С началом гражданской войны и иностранной интервенции флот поделился на две части: одна часть революционно настроенных моряков стала поддерживать советскую власть, а другая часть — прежде всего, адмиралы и офицеры — поддержали идеи белого движения став противниками советской власти.

Так, бывший командующий Черноморским флотом адмирал А. В. Колчак, получив подержу стран-интервентов, в ноябре 1918 года провозгласил себя Верховным правителем России, а большинство портов и баз флота стали подконтрольными интервентам и белогвардейцам.

Нетронутым остались только Каспийская флотилия и Балтийский флот, остальные военно-морские силы перестали существовать или не были подконтрольны советской власти.

В гражданской войне активно практиковалось обоими противоборствующими сторонами создание речных и озерных флотилий, содействующих сухопутным войскам своими активными боевыми действиями. В состав таких флотилий обычно входили переоборудованные гражданские пароходы, ворожённые разнокалиберными орудиями канонерские лодки, а также другие переоборудованные и вооружённые вспомогательные суда. Редко такие флотилии пополнялись более мощными военными кораблями, которые было очень сложно доставить с флотов по внутренним водным путям.

После разгрома армии генерала-лейтенанта П.М. Врангеля в Крыму, основная часть кораблей белого движения из Черного моря ушла на французскую военно-морскую базу в городе Тунис.
После признания правительством Франции СССР, русские моряки на этих кораблях были переведены на положение беженцев. С этих кораблей были сняты Андреевские флаги.

В руках советской власти осталось очень небольшое количество кораблей, однако они стали фундаментом для создания Военно-морского флота СССР.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

Первое упоминание о появлении в водах Тихоокеанской России подданных российской империи датировано далёким 1648 годом. Впрочем, эксперты до сих пор спорят по поводу того, когда же официально началось русское мореплавание на восточных рубежах страны. Журналист Андрей Островский специально для DV проследил путь зарождения и развития мореплавания на суровом Дальнем Востоке России

Впервые на плавсредствах подданные российской империи попали сюда в сентябре 1648 года, когда три коча, ведомые Семёном Дежневым, Федотом Поповым и Герасимом Анкудиновым, двигаясь с северо-запада, обогнули большой каменный нос (формула аутентична времени) и вышли в Тихий океан, продвинувшись до анадырского устья. Тот нос теперь называется мысом Дежнёва и отделяет Северную Пацифику от Восточного сектора Арктики. И там и там, впрочем, условия для мореплавания и сегодня остаются сложными; а уж как почти четыре века назад перемещались на своих утлых судёнышках да ещё и при нулевых навигационных познаниях первопроходцы, остаётся только догадываться.

Важно и то, что продвижение на восток осуществлялось несколькими маршрутами одновременно. Чуть раньше дежнёвского похода, в 1639 году, Иван Москвитин, направляясь со стороны Якутска, со своей ватагой сплавом по реке Улье вышел в Охотское (тогда Ламское) море недалеко от устья другой реки - Охоты (ударение по местным меркам строго на последнюю гласную), где и основал острожек, которому суждено было стать фактически первым русским населённым пунктом на Тихом океане - Охотском.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Сегодня эти даты, привязанные к учебнику истории, выглядят чем-то вполне привычным. Но если отрешиться от «привычности» и взглянуть на ситуацию со стороны, то просто дух захватывает от понимания того, с какой буквально космической скоростью передовые (хотя и разрозненные) малочисленные отряды русских казаков и служилых людей насквозь прошли Сибирь от Урала до Берингова (как мы его называем нынче) пролива и Охотского моря. Отсчёт традиционно ведётся с 1580 года - начала знаменитого похода Ермака. И уже через полвека, фактически при жизни одного поколения, при полном отсутствии карт и дорог первые русские люди вышли к берегам Великого океана!

Впрочем, эта тема заслуживает отдельного рассказа.

Просторы и отсутствие материалов

На новых для себя берегах первопроходцы осваивались неспешно: слишком малочисленны были силы; чудовищно растянутой оказалась логистика, как мы сказали бы сейчас. Да, эти люди умели строить ладьи с великолепными мореходными качествами буквально при помощи одного топора. Но практически все элементы судового такелажа приходилось доставлять за тысячи километров при полном бездорожье. Тем не менее уже в 1716 году Козьма Соколов построил в Охотске первое судно - ладью «Восток», на котором сумел достичь Камчатки. Вскоре на этой же ладье Иван Евреинов и Фёдор Лукин составили первую карту Камчатки и Курил. А ещё через несколько лет в Охотске фактически появилась полноценная верфь, ставшая результатом подписанного Анной Иоанновной 21 мая 1731 года царского указа об учреждении Охотской военной флотилии с базой в (дата считается официальным днём рождения Тихоокеанского флота России). На этой верфи в 1737 года были заложены пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» для экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Название именно этих судов вскоре стало основанием для имени самого дальнего военно-морского поста империи - Петропавловска-Камчатского.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Следом за первопроходцами на дальних берегах появляются торговые люди, купцы. Самым известным из них стал, безусловно, иркутский (хотя в этой локации ему явно было тесно) купец Григорий Шелихов, во второй половине 18 века начавший налаживать активное коммерческое судоходство между Охотском, Курильскими и Алеутскими островами и Японией. На самом деле планы этого удивительного человека простирались до Индии, но, прожив менее 50 лет, многое из своих грандиозных замыслов он реализовать не успел. Однако и успел очень много. Именно Шелихов в 1783 году возглавил коммерческую экспедицию на Аляску, в ходе которой на американском континенте были основаны первые русские поселения.

Кстати

Всего на судостроительных верфях в Охотске построили порядка 60 различных судов, на которых русские мореплаватели совершили важнейшие географические открытия в северо-восточной части Тихого океана.

Шелихову принадлежит и идея создания Северо-Восточной компании, которая через несколько лет после его смерти при активном участии зятя Шелихова Николая Резанова (помните сюжет «Юноны» и «Авось»?) и поддержке Павла I стала основой для создания Российско-Американской компании. С этого момента русское торговое мореплавание в северной части Тихого океана становится если не регулярным, то крайне активным. Одно за другим по огромной дуге от Калифорнии до Курил возникают и укрепляются русские поселения. Что касается Курильских островов, то их освоение в первой половине 19 века шло столь активно, что возник даже специальный термин - Курилороссия. Как тут ещё раз не вспомнить строки Андрея Вознесенского из поэмы, ставшей основой знаменитой театральной постановки: «В бой, Давыдов и Хвастов! Улетели. Рапорт: «пять восточных островов Ваши, император!» Речь здесь идёт именно о Курилах.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Огромный регион при этом интересовал не только нас: активны были и англичане, и французы - экспедиция последних под командованием Лаперуза оставила на дальневосточной карте целый ряд географических названий, от соответствующего пролива между Сахалином и Хоккайдо до бухты Терней на северо-востоке Приморского края и залива Де-Кастри в Татарском проливе.

Русские были на шаг впереди. Но дальновидным политикам империи уже тогда было понятно, что коммуникации растянуты до чрезвычайности и что при существующем положении дел владычица морей, Британия, при необходимости с лёгкостью может блокировать тихоокеанское побережье России. Тем более что у британцев вблизи находились незамерзающие базы - Гонконг и Шанхай. Крымская война подтвердила этот неутешительный вывод: несмотря на героическую оборону, Петропавловск-Камчатский со второй попытки был разорён, а суда и корабли под российским флагом были вынуждены прятаться в амурском лимане - благо, к тому времени Геннадий Невельской уже успел сделать свои знаменитые открытия. В течение нескольких навигаций английские фрегаты рыскали по Охотскому и Японскому морям в поисках надёжно укрывшегося противника, но большей частью безрезультатно. Слабым утешением им мог стать лишь тот факт, что в ходе своих плаваний английские корабли «Винчестер», «Нанкин» и «Барракуда» описали прежде неизвестное для них побережье, включая несколько чрезвычайно удобных бухт, одной из которых дали название Гавань Мэй. Вряд ли они тогда предполагали, что буквально через несколько лет она получит новое название - Золотой Рог, а на её берегах возникнет пост Владивосток, которому в скором будущем суждено будет стать главным России на Тихом океане.

К этому, однако, шло.

Рождение Владивостока

Ещё в середине 50-х годов 19 века молодой губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьёв начал организовывать первые сплавы поселенцев в низовья Амура. В 1858 году он же подписал Айгунский договор, за что высочайшим указом получил к своей фамилии добавку - Муравьёв-Амурский. А два года спустя российский дипломат граф Николай Игнатьев подписал Пекинский договор, в результате чего дальневосточные границы России приобрели свой окончательный современный вид. Этот год и стал годом рождения Владивостока.

Примерно в те же годы стала окончательно понятна и ещё одна вещь: дальневосточные владения империи, и без того бесконечно удалённые от центра метрополии, сами оказались разбросаны на тысячи километров. Не то чтобы развить их, но хотя бы и удержать на фоне крайне слабо развитого судоходства представлялось разумным людям непосильной задачей. Чтобы сохранить большее, следовало поступиться малым. И через несколько лет после возникновения Владивостока - когда его перспективы стали вырисовываться всё нагляднее - было принято решение русскую Аляску (к слову, десятью годами раньше, когда во время Крымской войны в северной части Тихого океана оперировала объединённая англо-французская эскадра, оборона русских поселений на американском континенте в петербургских кабинетах даже не рассматривалась). Спецпосланник царского двора в Вашингтоне барон Стекль блестяще справился с поставленной задачей (американцы на самом деле не сильно горели желанием покупать огромную холодную землю на севере континента), и уже в конце 60-х годов 19 века все силы были сосредоточены на развитии российского Дальнего Востока.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Это развитие было немыслимо без торгового мореплавания. Уже через 5 лет после появления русских на берегах Золотого Рога на владивостокских верфях были построены два первых бота - «Трепанг» и «Суйфун», и две шхуны, в том числе «Эмилия», для первого гражданского жителя, купца Якова Семёнова. По контракту с военным ведомством «Эмилия» доставляла грузы для гарнизонов по побережью, а также перевозила в Китай морскую капусту. Постепенно возникло ещё несколько небольших частных судоходных компаний, занимавшихся преимущественно каботажным плаванием и перевозками в ближнее зарубежье, однако обеспечить прорыв в транспортной доступности региона они, конечно, не могли. Этим, естественно, пользовались иностранные судовладельцы, едва ли не полностью взявшие в свои руки экспортно-импортные операции в регионе. Известный исследователь истории русского мореплавания и легендарный начальник Дальневосточного морского пароходства в 70-е годы прошлого столетия Валентин Бянкин в одной из работ приводил такие цифры: «В 1871 году порт Владивосток посетили 24 коммерческих судна. Из них только 3 русских; 8 под английским флагом, 8 - под немецким, ещё 5 под иными флагами».

Такая зависимость от иностранного флага ставила под угрозу развитие региона в целом.

Доброфлот

Во многом аналогичная ситуация складывалась и на других морях империи - на Чёрном море, на Балтийском и на севере. Перевозки грузов из/в российских портов под иностранным флагом существенно превосходили возможности отечественных судовладельцев. В обществе - от провинции до столичных кабинетов - вызревало понимание, что стране нужна собственная крупная судоходная компания. 22 марта 1878 года опубликовано «Воззвание к русскому народу» с призывом организовать сбор средств на приобретение и строительство морских судов. Готовность к такому призыву была столь высока, что уже через полтора месяц учредители Добровольного флота (так решили назвать новую судоходную компанию, деньги на которую собирались методом добровольных пожертвований) располагали суммой в два миллиона рублей, её хватило на приобретение первых трёх пароходов, получивших вполне ожидаемые имена: «Россия», «Москва», «Петербург».

Весной 1879 года правительство утвердило положение общества Добровольного флота, предусматривавшее, что суда новой компании должны в первую очередь использоваться для пароходных линий на Дальний Восток. А в ноябре того же года в «Санкт-Петербургских известиях» и в ряде других газет появилось такое объявление: «Общество Добровольного флота видах содействия развитию торговых отношений с русскими, китайскими и японскими портами Восточного океана, предоставления более удобных средств как для ввоза в тот край, так и для вывоза из него грузов, открывает с будущего 1880 года при посредстве своих пароходов правильное товаропассажирское сообщение между Россией и вышеуказанными портами. Первый пароход будет отправлен из Одессы около 1 марта будущего 1880 года, а затем, в случае накопления грузов, будут отправлены другие пароходы в промежуток между 1-м числом марта и 1-м числом мая, независимо от парохода, отправляемого из Кронштадта с имеющимися уже грузами...»

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Занятно, что на Дальнем Востоке торговые люди, купечество относились к новой идее правительства довольно скептически. Основанием служила элементарная математика. Базировался Доброфлот далеко, в Одессе, и располагал всего 4 пароходами (добавился «Нижний Новгород»); тем временем в том же 1879-м порт Владивосток посетили порядка 40 иностранных торговых судов.

Но начало регулярному (правильному) коммерческому судоходству, накрепко связавшему западные и восточные порты империи, было положено. А дальновидность и перспективность реализуемого плана доказало само время: уже к концу 80-х годов 19-го столетия торговые суда под российским флагом составляли 30-40% тоннажа, задействованного в экспортно-импортных перевозках из/в Владивостока. А в каботажных (вдоль российского побережья) перевозках отечественный торговый флот - не только Доброфлота, но и ряда местных небольших судоходных компаний - имел к этому времени уже заметное преимущество.

Каторжный путь

Наиболее же точную и ёмкую оценку той гигантской роли, которую сыграли суда Добровольного флота в освоении региона, дал Антон Павлович Чехов, возвращавшийся осенью 1890 года из поездки на Сахалин на пароходе «Петербург». В одном из писем той поры он заметил: «...с пароходами Доброфлота на Дальний Восток пришла цивилизация».

В течение последних десятилетий 19-го века флаг российского торгового мореплавания в регионе неуклонно наращивал своё присутствие и, соответственно, свою долю в объёме перевозок.

Среди этих перевозок были самые разные. Так, открывшаяся перспектива быстрого и относительно дешёвого пути на Дальний Восток одним из первых «возбудила» Министерство внутренних дел, которое к тому времени начало активно использовать Сахалин в качестве каторги (что, собственно, и побудило Чехова к его известному путешествию). Сухопутный путь был долог, дорог, среди каторжан свирепствовали болезни, плюс они сотнями бежали с пути следования. Доброфлот за перевозку ссыльнокаторжных назначил цену в 192 рубля с человека, что удешевляло доставку в несколько раз.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

И в первом же рейсе на Дальний Восток, в который пароход «Нижний Новгород» под командованием капитан-лейтенанта Кази снялся из Одессы 7 июня 1879 года, на борту находилось 569 ссыльных каторжан, конвой, а также 730 тонн груза для Сахалина. Было на борту и 80 тонн коммерческого груза, направленного фирмой купцов братьев Зензиновых во Владивосток и Шанхай. Таким образом, первому же рейсу судна Доброфлота было суждено положить начало торговым связям центра России с её далёкой окраиной. Что касается каторжан, то все они были доставлены в добром здравии, в пути, согласно полицейским отчётам, вели себя образцово, не вызвав ни одного нарекания.


Чуть более полувека спустя этот печальный опыт оказался вновь востребованным, когда из Владивостока, Находки и Ванино начали перевозить (в том числе и на спешно переоборудованных торговых судах Дальневосточного морского пароходства) тысячи и тысячи заключённых в колымские лагеря ГУЛАГа.

А тот, самый первый рейс продолжался рекордных 54 дня и вызвал среди немногочисленного населения Дальнего Востока настоящий ажиотаж: местные убедились в реальности и эффективности транспортного моста с центральной Россией. Сдав на Сахалине людей и груз, 10 августа «Нижний Новгород» снялся из Владивостока в обратный рейс, имея на борту первых 6 пассажиров до Одессы.

Фактически этот рейс был пробным, или, как сказали бы сейчас, экспериментальным. Одобрив его результаты, руководство Доброфлота поставило задачу со следующего года сделать рейсы регулярными. И в первый, именно регулярный рейс 26 февраля из Одессы на Дальний Восток вышел пароход «Москва». Теперь уже на борту кроме пассажиров находилось более 800 тонн грузов, отправленных 12 русскими частными торговыми компаниями во Владивосток, Николаевск-на-Амуре и на Сахалин. Под командованием капитан-лейтенанта Чирикова пароход прибыл во Владивосток через 45 суток, 12 апреля; по новому стилю - 25 апреля, именно эта дата считается официальным днём рождения Дальневосточного морского пароходства (преемника Доброфлота), крупнейшей транспортной компании России, Советского Союза и вновь России на Дальнем Востоке.

«Русские товары проникли на Амур»

Все русские грузоотправители и грузополучатели дали об этом рейсе самые лестные отзывы. Так, владельцы торгового дома из Нерчинска «Братья Бутины» прислали телеграмму, напечатанную 31 августа 1880 года в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «Отправленный нами груз товаров из Одессы до 30 тысяч пудов доставлен в Николаевск в отличном виде. Русские товары под своим флагом впервые проникли на Амур. Приветствуя появление их как начало национального торгового движения на Востоке, выражаем наше искреннее сочувствие всем, кто заправлял этим полезным и патриотическим делом, и желаем успеха дальнейшему его развитию».

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

В эти же годы Доброфлоту пришлось активно участвовать в решении грандиозной социально-демографической задачи государственной важности. С одной стороны, после крестьянской реформы и ликвидации крепостного права в центральной части страны появилось огромное количество безземельных крестьян; с другой, государство приросло огромными землями на востоке, большая часть которых вполне подходила как для землепашества, так и для ведения крестьянского хозяйства в целом. Мотивировать переселенческое движение и организовать его - эта программа была одной из ключевых в повестке дня. Государственная задача потребовала и государственного подхода. 1 июня 1882 года был принят специальный закон, регламентирующий роль государства в переселении крестьянских семей на Дальний Восток. Из него прямо следовало, что все расходы по переезду государство берёт на себя. Предусматривался и целый ряд других льгот, включая выделение обширных земельных наделов. И уже с 1883 года тысячи крестьянских семей из Черниговской, Полтавской, Харьковской, Кубанской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Херсонской, Астраханской и других губерний начали стекаться в Одессу. Морской этап переселения продолжался ровно 20 лет - до 1903 года, когда открылось сквозное движение по Транссибирской магистрали. За два десятилетия было перевезено через два океана около 60 тысяч человек, чуть менее 30% из них составляли дети. Все эти годы единственным портом отправки была Одесса, портом прибытия - Владивосток.

Неверным было бы считать, что пользующийся активной государственной поддержкой и являющийся государственным предприятием Доброфлот монополизировал как доставку грузов и пассажиров между западными и дальневосточными портами империи, так и каботажные перевозки на бассейне. На трансокеанском плече рядом с ним действовали пароходы РОПиТ - Российского общества пароходства и торговли, созданного даже раньше Доброфлота, но уступавшего количеством флота и объёмом перевозок. Что касается динамично нараставших перевозок между российскими портами на Тихоокеанском побережье, то в них активно участвовали небольшие судоходные компании, одна за другой возникавшие во Владивостоке - именно этот порт со второй половины 19 века стал базовым для освоения русскими огромного региона.

«Первоосвоители»

Первыми частными судовладельцами становились, как правило, купцы, предприниматели, которые острее других чувствовали динамику развития территории, активнее искали рынки сбыта, решительнее осваивали новые направления торговых связей. Одним из первых был основатель торгового дома «О. В. Линдгольм и К’» Отто Васильевич Линдгольм, оперировавший как промысловыми, китобойными, так и транспортными судами. Буквально следом подтянулся Алексей Васильевич Филиппеус, после продажи Аляски и ликвидации Российско-Американской компании в 1867 году фактически взявший на себя доставку казённых грузов по северным пунктам Охотского моря и на Камчатку. Филиппеус, можно сказать, стал основателем регулярного русского торгового мореплавания в водах Охотского моря, сумев воспитать целую плеяду опытных моряков. Вообще, то поколение если не первооткрывателей, то «первоосвоителей» было генерацией удивительных людей - обживающих новые земли с истинно русским размахом и патриотизмом. Одно из многочисленных свидетельств - документ, строки из вахтенного журнала русского клипера «Крейсер», записанные во время плавания этого судна в 1885 году по дальневосточным морям: «...командир и офицеры клипера присутствовали 25 июля при освящении построенного господином Филиппеусом храма на могиле павших русских защитников Петропавловска».

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Таким разносторонним человеком и настоящим патриотом Дальнего Востока был и создатель одного из первых частных пароходств в регионе Михаил Григорьевич Шевелёв. Летом 1879 года он представил в Санкт-Петербурге свой план регулярного пароходного сообщения на Дальнем Востоке; в результате в том же году правительство заключило с ним контракт, который предусматривал две регулярные линии: Владивосток - Николаевск-на-Амуре и Владивосток - Шанхай - Ханькоу. О том, как работали эти линии, свидетельствует оценка, данная в 1896 году в официальном отчёте генерал-губернатором Приамурского края Сергеем Михайловичем Духовским: «...содержащиеся тремя пароходами Шевелёва пароходные сообщения между портами Приморской области и открытыми портами Кореи, Японии и Китая поддерживаются до настоящего времени с надлежащей исправностью». Что до широты интересов, богатого кругозора и вовлечённости в общественные процессы, достаточно сказать, что Шевелёв являлся почётным попечителем Восточного института во Владивостоке (первый вуз на российском Дальнем Востоке) и входил в состав комиссии по созданию во Владивостоке первых мореходных классов (прототип нынешнего Морского государственного университета имени адмирала Невельского).

Заметную роль в организации регулярного судоходства на бассейне сыграла и компания с весьма странным для сегодняшнего дня названием - Морское пароходство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). В высочайшем указе о его создании подчёркивалось, что эти суда должны были стать продолжением Великого Сибирского пути для тех грузов и пассажиров, которые направляются в порты Тихого океана и обратно. Естественно, что первоначально весь флот пароходства обеспечивал нужды строительства дороги, однако в дальнейшем - в первые годы 20 века - по мере увеличения тоннажа всё более активно включался в регулярные грузопассажирские перевозки. В расписании пароходства КВЖД на 1902 год указано уже десять регулярных (от нескольких до сотни рейсов на направлении в год) судоходных линий. Даже на таком сложном направлении, как Ола, Гижига, Тигиль, Петропавловск, Командорские острова, Анадырь, компания выполняла 4 рейса в навигацию.