Кучиев сергей юрьевич летчик. Звезда юрия кучиева будет гореть всегда. Из материалов газеты “Северная Осетия”

Кучиев Юрий Сергеевич

Кучиев Ю. С. (1919 г. р.), капитан дальнего плавания, полярник.

1977 год, 17 августа. Первый в летописи мира русский атомный ледокол «Арктика», сломав тяжёлые льды, достигает Северного полюса, преодолев мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна. За 29 суток пройдено 3852 миль (7600 км), из них 1300 – в тяжёлых льдах. Доказан высокий научно-технический уровень русского судостроения. На Северном полюсе опущена металлическая доска с изображением государственного герба нашей страны.

Ледокол «Арктика» имеет водоизмещение 23 400 тонн, мощность турбин энергоустановки – 75 000 л. с., осадка -11 м, скорость – 21 узел.

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 30. Юрий Сергеевич Быков Юрий Сергеевич Быков

Из книги СССР без Сталина: Путь к катастрофе автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 8 НАШ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ Бог покарает Никитку. Никто после его смерти слова доброго о нём не скажет. А на Страшном суде сам Сталин выступит против него. Старики деревни Белый Раст Дмитровского района Московской области Представим себе человека, чьи знания о Хрущёве

Из книги Герои 1812 года автора Ковалев Константин

Дмитрий Сергеевич Дохтуров …И Дохтуров, гроза врагов, К победе вождь надежный! В. А. Жуковский IО детских годах выдающегося русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года, известно немногое. Родился Дмитрий Сергеевич Дохтуров 1 сентября 1759 года в семье

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Юрий II - Юрий I Долгорукий Существует еще и Юрий III. Он стал великим князем Владимирским в 1317 году, то есть спустя 99 лет после начала повторного владимирского княжения Юрия II. 1189 Рождение Юрия 1090 Рождение Юрия 99 1212 Юрий становится великим князем Владимирским 1149 Юрий

автора Стригин Евгений Михайлович

Грачев Павел Сергеевич Биографическая справка: Павел Сергеевич Грачев, 1948 года рождения, уроженец Тульской области. Образование высшее, в 1969 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. Ленинского комсомола, в 1981 году - Военную академию им. М. В.

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Павлов Валентин Сергеевич Биографическая справка: Валентин Сергеевич Павлов родился 26 сентября 1937 года в Москве. Образование высшее, а 1958 году окончил Московский финансовый институт.В 1986 году стал первым заместителем министра финансов СССР. В 1986–1989 годы председатель

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Плеханов Юрий Сергеевич Биографическая справка: Юрий Сергеевич Плеханов родился в 1930 г. в Москве. Окончил Московский заочный педагогический институт. 1964–1965 годы - референт Отдела ЦК КПСС. 1965–1967 годы - секретарь Секретаря ЦК КПСС. 1967–1970 годы - старший офицер приемной

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Столяров Николай Сергеевич Биографическая справка: «Родился 3 января 1947 г. в д. Александровка Калинковичского р-на Гомельской области. В 1969 году окончил высшее военное училище летчиков, в 1977 г. - Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, кандидат философских наук,

Из книги Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота автора Млечин Леонид Михайлович

Наш Никита Сергеевич В тот сентябрьский день 1971 года, когда Хрущева повезли в больницу, откуда он уже не вернется, по дороге Никита Сергеевич увидел посевы кукурузы. Огорченно заговорил, что не так посеяли, урожай мог быть больше. Жена, Нина Петровна, и лечащий врач просили

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Станиславский Константин Сергеевич Настоящее имя – Константин Сергеевич Алексеев (род. в 1863 г. – ум. в 1938 г.) Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор современного театра. Основатель и первый руководитель Московского художественного театра. Народный

автора

Барабанов Михаил Сергеевич Родился в 1919 г. После окончания Борисоглебского аэроклуба получил направление в Краснодарскую военную авиационную школу.Во время ВОВ сражался в составе трех полков - 286-го, 45-го и 15-го иап. Отличился в Керченской операции. Воевал на Кубани, в

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Иванов Сергей Сергеевич Родился в 1920 г. в деревне Самычено Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. После окончания в 1941 г. Батайской военной авиационной школы был направлен в действующую армию.Иванов с июля 1941 г. был в составе 73-й иад, с июля 1942 г. - пилот 590-го иап, затем

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Куманичкин Александр Сергеевич Родился 26 августа 1920 г. в поселке Баланда, ныне город Калининск Саратовской области. В 1930 г. с семьей переехал в Москву. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. В 1938 г. был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Макаров Аркадий Сергеевич Родился 6 марта 1917 г. в Самаре. Окончил 7 классов и рабфак. В 1938 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.На фронте Макаров с августа 1941 г. Воевал на истребителях МиГ-3, Як-1, Ла-5, Ла-7. К сентябрю 1943 г. командир звена 32-го гиап гвардии лейтенант

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Нагорный Виктор Сергеевич Родился 26 октября 1922 г. в селе Угроеды Харьковской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе в Сумах, занимался в аэроклубе. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу в 1941 г.Год служил в летной школе инструктором и в августе 1942 г. в составе

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Пушкин Александр Сергеевич 1820 год. Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837), русский писатель. Он едет в Русский Крым, где пишет поэму «Бахчисарайский фонтан».1829 год. Он путешествует в Арзрум, в Тифлис, в действующую русскую армию, в Георгиевск (Пятигорск). Далее –



Кучиев Юрий Сергеевич – советский российский арктический капитан, капитан атомного ледокола «Арктика»Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР.

Родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб ныне Алагирского района Республики Северная Осетия – Алания. Осетин. Отец Сергей Тимофеевич Кучиев (1892-1938) – красный партизан в годы Гражданской войны, директор одной из первых в республике Ардонской МТС, нарком земледелия республики, был арестован в феврале 1938 года и в июле того же года расстрелян; мать – родственница великого осетинского поэта Косты Хетагурова.

Окончил среднюю школу № 27 в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Окончил курсы штурманов малого плавания (1944), Ленинградское высшее инженерное морское училище имени С.О.Макарова (1963, заочно).

В конце 1930-х годов пытался поступить в лётную школу, но в приёме как сыну «врага народа» было отказано. С рекомендательным письмом полярного лётчика Героя Советского Союза М.И. Шевелёва уехал на остров Диксон. С 1941 года плавал на ледокольных судах в Арктике: с 5 июня 1941 года матрос на буксире «Василий Молоков». В 1943-1944 годах участвовал в зимовке на острове Диксон. С 1944 года 3-й помощник капитана ледокольного парохода «Таймыр». Находился в составе конвоев Северного флота в годы Великой Отечественной войны. С 5 января 1945 года 4-й помощник капитана ледокола «Ермак», затем до 1962 года 3-й, 2-й и старший помощник капитана ледоколов «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин». Член ВКП(б)/КПСС в 1948-1991 годах.

В 1961-1962 годах исполняющий обязанности капитана ледокола «Красин». Был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», в 1964-1971 годах дублёр капитана атомного ледокола «Ленин»; в июне 1971 года выполнил особое задание Министерства морского флота по проводке ледокола «Владивосток» от Новой Земли до порта Певек высокими широтами вокруг архипелага Северная Земля. В 1966-1968 годах капитан ледокола «Красин».

С 5 июня 1971 года до 1980 года капитан атомного ледокола «Арктика». Само судно только строилось, было спущено на воду в 1972 году, а вступило в строй в 1975 году. За эти годы опытный моряк сформировал великолепно обученную команду, добился её слаженной работы и безукоризненного владения сложной техникой. Он же провёл весь комплекс испытаний атомохода и добился его принятия в эксплуатацию с оценкой «отлично». Работал на проводке судов по Северному морскому пути с навигации 1975 года. В октябре 1976 года «Арктика» вырвала из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».

Капитану атомного ледокола «Арктика» Ю.С. Кучиеву выпала честь первому привести надводный корабль на Северный полюс. 9 августа 1977 года капитан Ю.С. Кучиев вывел атомный ледокол «Арктика» из Мурманска. Он провёл корабль с северной стороны архипелага Новая Земля, затем пересёк Карское море и вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых. Обогнув с востока архипелаг Северная Земля, он по 130-му меридиану направился на север. 17 августа 1977 года советская морская экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле. Поход на «верхушку планеты» и возвращение были произведены разными маршрутами в минимальные сроки. 23 августа «Арктика» благополучно вернулась в Мурманск другим, кратчайшим путём. Всего в походе было пройдено 3876 миль, в том числе по пути к полюсу через вековые сплочённые льды – 560 миль, по пути с полюса – 570 миль. По прогнозу специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского института поход должен был продолжаться двадцать восемь суток. Однако умелое использование мощностей корабля и непрерывное ведение разведки ледовой обстановки с бортовых вертолётов позволили совершить поход за тринадцать суток.

Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, расширению период навигации в Северном Ледовитом океане почти на 100 суток ежегодно. В ряде районов Арктики теперь впервые в мире была открыта круглогодичная арктическая навигация (например, в такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка, Анадырь). Первый иностранный корабль сумел дойти до Северного полюса только в 1990-х годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Согласно тому же указу Героями Социалистического Труда стали начальник экспедиции Министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, главный инженер корабля Олег Паншин, старший мастер атомной паропроизводительной установки корабля Фидус Асхадуллин, многие члены экипажа были награждены орденами и медалями СССР.

В марте 1981 года по рекомендации медицинской комиссии по состоянию здоровья был переведён на береговую работу. С 18 марта 1981 года по август 1997 года - в спецгруппе Технадзора Министерства морского флота за проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе, с прикомандированием к Мурманскому морскому пароходству.

С 1 апреля 1981 года Ю.С. Кучиев – персональный пенсионер союзного значения; будучи на пенсии продолжал работать. С 1992 года после отмены персональных пенсий стал получать пенсию по старости. Указом Президента РФ в феврале 1997 года ему была назначена персональная пенсия в размере 20 минимальных зарплат. До конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Жил в городе-герое Санкт-Петербурге. Скончался 14 декабря 2005 года. Гражданская панихида состоялась 20 декабря 2005 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. 19 августа 2006 года в 21.00 (мск) урна с его прахом и прахом его жены Нинель Константиновны Кучиевой (Алексеевой; 1925-1999), согласно завещания Ю.С. Кучиева, была предана с воинскими почестями водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса в географических координатах 89º59,38´ с.ш. и 65º37,03´ з.д. командой атомного ледокола «Ямал».

Награждён орденами Ленина (14.09.1977), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (7.01.1976), медалями «За трудовое отличие» (4.11.1953), «За оборону Советского Заполярья», другими медалями. После его смерти награды были переданы на хранение в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Удостоен ряда почётных званий: «Почётный работник Морского флота», «Почётный полярник», «Почётный капитан атомного ледокола «Арктика», «Почётный член Географического общества СССР».

Почётный гражданин Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), Алагира, Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания.

Его имя носит школа № 27 во Владикавказе (в 2006 году на её фасаде был открыт памятник-барельеф), остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа (с 26 ноября 2008).

Сбылась многовековая мечта человечества - достигнут Северный полюс на надводном судне. И осуществили ее впервые советские люди 17 августа 1977 года в 4 часа по московскому времени...
Теперь трудно выделить кого-нибудь из команды. И все же нельзя не сказать о капитане - опытном, высокоэрудированном ледовом кормчем Юрии Сергеевиче Кучиеве. Он вобрал в себя, проходя долгие арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов.
9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торже­ственно проводили «Арктику» в особый рейс...
Достигнуть цель предполагалось 25 августа. Уже с первых дней график начал уплотняться. Корабль показал в деле превосходные ходовые качества. На некоторых участках, круша полуторакилометровые льды, атомоход шел со скоростью четырнадцать узлов в час. Безусловно, встре­чались и трудности. Корабль заклинивало. Выбираясь из плена, богатырь напрягал всю свою мощь, вибрируя стальным корпусом...
- Мы должны сделать все, чтобы вернуться из этого рейса с побе­дой,- лаконично сказал капитан «Арктики» Ю. С. Кучиев. И полярники блестяще выполнили поставленную перед ними задачу. Северный полюс оказался под килем «Арктики» на восемь дней раньше намеченного срока: в четыре часа по московскому времени 17 августа 1977 года. Свершилась давняя мечта многих поколений моряков, стремившихся тропой первопроходцев в загадочный и грозный мир ледяного безмолвия.
Кучиев - исключительно одаренный от рождения человек, но судьба его типична для юноши тридцатых годов. Почему он мечтал об авиации? Вспомним: пятый океан становился своеобразным символом молодой страны Советов, рвущейся к высотам социального, экономического, тех­нического развития... В 1964 году Ю. С. Кучиев встал на капитанский мостик атомохода «Ленин». Одним из почетных гостей команды корабля был первый космо­навт планеты Юрий Гагарин. И в судьбах, и во внешнем облике двух знаме­нитых капитанов - простых, скромных, обаятельных - было много общего: Сыны трудового народа, они вели свои корабли дорогой первопроходцев. Один проложил космическую трассу, другому суждено было провести ко­рабль надводным путем к вершинам Земли.
Мысль эта окончательно созрела у Кучиева, когда он встал на капи­танский мостик атомохода "Ленин" "На таких судах можно пробиться на полюс" - сказал он тогда. Именно на нем он «разведал» подходы к север­ной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол "Владивосток"...
И вот со стапелей Балтийского завода сошел самый мощный в мире ледокол «Арктика». Длина корабля - сто пятьдесят метров. В его сталь­ном чреве упрятан атомный реактор в 75 тысяч лошадиных сил...
Встав на его капитанский мостик, Ю. С. Кучиев твердо решил: час штурма вершины Земли настал...
Шел по московским улицам, а думами был далеко от них, может, потому, что и за столом все разговоры крутились вокруг последнего собы­тия: «Арктика», управляемая им, капитаном Кучиевым, достигла Север­ного полюса. Атомный богатырь, первоклассный ледокол... Это и на устах, и в газетах.
Шагая по ночной столице, Кучиев думал о своих товарищах, с кем делил невзгоды последнего перехода. Какой бы богатырской ни была тех­ника, она - ничто, если бы не эти сильные духом, самоотверженные, пре­данные мечте люди.
Но давайте оставим Москву 26 августа и перенесемся на несколько дней назад...
На «Арктике» уже подняли трап, когда раздалась команда: - Убрать арбузные корки с полюса!
В этом приказе весь Кучиев. Если б можно, он и небо протер бы, чтобы звезды сильнее манили людей. Капитан мысленно увидел и тех, кто по пути сюда ел сапоги и собачину. Полюс, хоть и не храм, но под его мрач­ными сводами все должно оставаться возвышенным - и порыв души, и па­мять, и отношение к побежденному. Побежденной была Арктика.
Помню, тринадцать лет назад, когда Юрий Сергеевич пошел капита­ном на атомоходе «Ленин», он признался мне: «Хочу на полюс, знаешь, на таких судах можно пробиться...» Мечта окрепла, а луч надежды стал ярче с появлением "Арктики". Едва увидел ее у заводской стенки на нев­ской воде, как все в нем с той минуты нацелилось на поход к полюсу. Опыт­ный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу...
И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания вывел надводное судно к Северному полюсу. Но подходы к нему ом «прощупал» еще шесть лет назад, когда на атомоходе "Ленин" проводил в восточный сектор Арктики ледокол "Владивосток"... А через несколько дней Юрия Сергеевича назначили на новый атомоход. Мы встретились с ним вскоре после этого. Он был всё таким же энергичным, как и в день нашего знакомства, все с той же безукоризненной щёточкой усов и гладковыбритой головой. Спросил его:
"Как мама?" - ибо хорошо помнил навигацию шестьдесят четвертого года, когда Кучиев часто обращался мыслями к матери... Маленькая певунья напоминала Юрию Сергеевичу о доме, семье, с которой он не видится по двести с лишним дней в году. Так, можно сказать, без отца, и выросли сыновья, дочь. Старший, Михаил,- аспирант физико-технического института. Сергей и Таня - двойняшки: он - авиатор, она учится на модельера. От отца дети впитали глубокое уважение к старшим, Прямота, честность, неумение юлить, откровенность - качества, воспитанные в них не самим Юрием Сергеевичем, а скорее - просто его примером...
А было ли когда-нибудь ему легко и может ли быть легко человеку, который почти всё время во льдах, который изо дня в день, из года в год видит одни и те же лица, а ведь человеку, как известно, даже курортная обстановка приедается. Все было у него нелегко... Рассказывал как-то об отце, красном партизане, руководителе одной из первых МТС в Северной Осетии. Рассказывал о горах, взрастивших его, о поднебесном ауле Тиб. Суровые приметы Ледовитого океана не заняли в его сердца того места, что отдано сахарным макушкам Кавказа...
У нега, привыкшего к северным холодам и невзгодам южанина, характер, закаленный высокими широтами. И все-таки он часто скучает по горам - джигит, виртуозно водящий ледокол, забравшийся на атомоходе на пик Земли...
О Кучиеве говорят по-разному. Одни, что он толковый, другие подчёркивают его волю, третьи - интуицию на людей. Да, он добрый и твердый, непонятный и открытый до конца, мягкий и требовательный, простой и сложный, мудрый и по-детски наивный. Так не бывает, чтобы все это уживалось в одном человеке? Чепуха! Бывает! Красив и привлекателен именно многогранностью.
Десятки лет пролежал один экспонат в музее, а в 1977 году отправился... на Северный полюс. Это старое, потрескавшееся от времени древко русского флага. Русский флаг мечтал водрузить на полюсе старший лейте­нант Георгий Яковлевич Седов. Но мечте этой так и не суждено было сбыться. Седов погиб по дороге к полюсу - в 1914 году. В тридцатые годы древко флага нашли на его могиле на Земле Франца-Иосифа, передали в музей. Сейчас старое древко флага вы увидите не среди экспонатов, рассказывающих об экспедиции на «Святом мученике Фоке», а рядом с Государственным флагом СССР, доставленным на полюс атомоходом «Арктика», рядом с капсулой с водой, взятой там, где сходятся все земные меридианы, с гидроазимутом, по которому определялся на атомоходе курс к вершине нашей планеты. Эти экспонаты передал в музей капитан «Арктики» Герой Социалистического Труда Юрий Сергеевич Кучиев. Экспозиция, посвященная этому рейсу «Арктики»,- одна из крупнейших в музее. Здесь множество фотографий, сделанных на полюсе 17 августа 1977 года... На одной из фотографий капитан Кучиев стоит на полюсе и держит в руках древко флага Седова. Однажды мы пришли в музей вместе с Юрием Сергеевичем Кучиевым. Взглянув на эту фотографию, капи­тан сказал:
- Это был один из самых счастливых дней моей жизни...
В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых риско­вых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру. Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно на осетинском коне... Перед самой войной к на­чальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву пришел худощавый паренек. Пришел как к депу­тату - Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от изби­рательного округа, куда входила и Северная Осетия. Парень мечтал об авиации и обратился к человеку, который много летал,-он наверняка поймет. Поймет, что случилась беда - в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечта недостижима? Марк Иванович выслушал его и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов» мощностью 400 лошадиных сил.
Спустя 36 лет он пришел на полюс на корабле мощностью 75 тысяч лошадиных сил - самом сильном в мире атомном ледоколе...
Кучиев взглянул на старую, 1964 года, фотографию - он всегда ее брал в плавание.
Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Ку­чиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рас­сказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал. Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком. -- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
...Героя Социалистического Труда капитана Юрия Сергеевича Кучиева можно часто встретить на Балтийском заводе... Кучиев работает с проек­тировщиками, кораблестроителями: просматривает чертежи, дает советы, предлагает свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкает сейчас к земле. Дело это трудное, особенно для чело­века с таким характером. И с чисто осетинским темпераментом он выстре­ливает словами:
- Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую пре­скверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе. Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!

К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Звезда Юрия Кучиева будет гореть всегда

26 августа 2014 года Юрию Сергеевичу Кучиеву, полярному капитану атомных ледоколов “Ленин” и “Арктика”, Герою социалистического труда исполнилось бы 95 лет. Наш знаменитый земляк 54 года своей жизни отдал службе в морском флоте и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути. Горец-осетин, выходец из маленького селения Тиб, чье имя прогремело на весь мир 17 августа 1977 года – в день, когда советский атомный ледокол «Арктика», которым он командовал, достиг Северного полюса. Это был первый случай в истории мореплавания, когда надводное судно, взломав ледяной панцирь Центрального арктического бассейна, поднялось к той точке на «макушке» планеты, где сходятся линии меридианов…

Отецего,СергейТимофеевич,былнародным комиссаром земледелияСеверной Осетии.В1938 году он былрепрессирован. В 1956 году реабилитирован посмертно.

Мать, Хетагурова Любовь Васильевна, из аула Нар. Домохозяйка, немногословная, мудрая, скромнаягорянка.

Духовныйпотенциалактивного юноши сформировался под преимущественным влиянием героики Красной Армии и особенно ее воздушных сил.

Втот страшный 1938 год, связанный с репрессией отца, Юрий закончил с отличием 27-юшколугородаВладикавказа с единственноймечтой статьлетчиком-истребителем.Ваттестатебылозаписано:«На основаниипостановленияСоветаНародныхКомиссаровСССРи ЦентральногоКомитета ВКП(б)Кучиев ЮрийСергеевич пользуетсяправомпоступления в высшуюшколубезвступительных экзаменов»,но в связи с репрессией отца,вседвериучебныхзаведенийстраныпередним захлопнулись:ему было отказано в приеме в Военно-воздушную Академиюим. Жуковского(вту пору отличники средних школ имелитакоеправо),в школувоенныхлетчиков, в МВТУ им. Баумана.

Перед самой войной к на­чальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву пришел худощавый паренек. Пришел как к депу­тату – Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от изби­рательного округа, в состав которого входила и Северная Осетия. Парень мечтал об авиации и обратился к человеку, который много летал, – он наверняка поймет. Поймет, что случилась беда – в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечта недостижима? Марк Иванович выслушал его и сказал

Знаешь, мой тебе совет – поезжай на остров Диксон матросом, поварись среди настоящих людей… Да и матери помощь будет.

5 июня 1941 года Ю.Кучиев попредложению М. И. Щевелева, был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов», затем служил младшим офицером на судах арктического флота, в годы войны ходил в конвоях, плавал на ледокольных пароходах «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков».

В 1944 году Юрийокончил курсы штурманов малого и дальнего плавания, затем ГосударственнуюМорскуюАкадемиюимениадмиралаС.О. Макарова.В 1962–1963 гг. был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», дублером капитана атомного ледокола « Ленин », а в 1964 году Юрий Кучиев был назначен капитаном ледокола « Ленин » .Именно на нем он «разведал» подходы к северной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол «Владивосток». И мысль о том, что на таких судах можно пробиться на полюс окончательно созрела у Кучиева. С тех пор вся его последующая жизнь,в том числе и в годы Великой Отечественной войны, связана с Арктическим флотом России.

5июня1971года Юрий Сергеевич был утвержден капитаном строящегосяатомного ледокола «Арктика», которым командовал 10 лет. Опыт­ный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой –пробиться к Северному полюсу…В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых риско­вых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру: Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно наконе…

17августа 1977 года весь мир облетелаошеломляющаяновость:впервыевисториинадводного мореплаванияатомный ледокол «Арктика» совершилэкспериментальный прорыв в район Северного полюса.Ледокол уверено вел наш земляк – ЮрийКучиев.Люди,затаивдыхание,каждыйденьслушалисообщенияо продвиженииледокола. Все – от мала до велика – желалиэкспедиции успеха.Былимногочисленныезаторы,ледоколпопадалвтиски гигантскихльдин,погоданеблагоприятствовалаэкспедиции.

Обстановкабыланастолькосложной, чторуководительэкспедиции министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко сказал, обращаяськЮрию Кучиеву: «Втвоидействия вмешиваться ненамерен,ибоверюв высокийпрофессионализм экипажа. Работай уверенно, а если случится беда – будем отвечать оба». Все завершилось благополучно:экипаж«Арктики»достигСеверного полюса.Это была победа разума, науки, воли и характера советского человека.Родинавысокооценила подвиг полярников,наградивих орденамиимедалями. Кучиева тогда сравнивали с его другом и тезкой Юрием Гагариным. Этот поход показал безграничные возможности атомного ледокольного флота. 14сентября 1977 года Указом Президиума Верховного СоветаСССР «Завыдающиесязаслугивподготовкеиосуществлении экспериментальногорейсаатомноголедокола«Арктика»врайон Северногополюсаипроявленныеприэтоммужествоигероизм» Юрию СергеевичуКучиеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С марта 1981 года по июнь 1995 года Кучиев Ю.С. находился на береговой работе в составе Мурманского морского пароходства, занимался проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Стаж его работы на флоте составлял 54 года. Родинавысокооценила трудовой и ратный подвиг Ю.С.Кучиева.Он был награжденорденамиЛенина,ТрудовогоКрасногоЗнамени, ОтечественнойвойныII степени, медалями «Заоборонусоветского Заполярья»,«ЗапобедунадГерманией».Былпочетнымполярником,почетным работникомморскогофлота,почетнымчленомГеографического общества,почетным капитаном атомного ледокола«Арктика».

Решением исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся №25 от 25.01.1983 года Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание“Почетный гражданин городаВладикавказа”.

Выйдя на заслуженныйотдых,Юрий Сергеевич многие годы жил в Санкт-Петербурге, часто приезжал в Северную Осетию, вел большуюработупо патриотическому и интернациональному воспитанию.

Н а протяжении всей своей жизни он был предан морю, Арктике и своей спутнице - супруге Нинель Константиновне. После смерти жены вфеврале 1999 года Ю.С. Кучиев завещал друзьям выполнить его последнюю волю – предать водам Ледовитого океанапрах свой и своей супруги.

«Вы хорошо знаете, что я всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А остров Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», - писал Кучиев в завещании.

Руководство и коллектив Мурманского морского пароходства, моряки атомного ледокольного флота посчиталисвоим святым долгом выполнить последнюю волю капитана, первопроходца арктических широт, чье имя по правувошло в золотой фонд выдающихся людей России.

Урны с прахом Ю.С. Кучиева и Н.К. Кучиевой были доставлены в район Северного полюса моряками Мурманского морского пароходства на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю. Атомоход «Ямал» вышел в рейс 13 августа 2006 года. Символично, что эта дата совпала с 29-й годовщиной прихода на Полюс атомохода «Арктика», который произошел 17 августа 1977 года.

Необычную церемонию провели с участием действующих арктических капитанов. Только после консультации с ними в районе Северного полюса с атомного ледокола «Ямал» в небо поднялсявертолет и урны с прахом капитана и его верной спутницы опустили в воды океана Юрий Кучиев прославил себя и свой родной край на века.

“Я вместе с моими соратниками –полярными мореплавателямивсюсвою сознательнуюжизньслужулюдямчерез Арктику, главнейшийзапасник народныхбогатствРоссии.

Подтверждение тому приветственные адреса мурманчан, составленные, разумеется в гиперболических тонах, но по сути своей подтверждающие жизненноекредочеловека,добросовестновыполнившего интернациональную миссию Осетии в Арктике! И это вовсе не всплеск дешевоготщеславия, а закономерное следствие глубокой убежденности людей моего поколения.

И это здорово, значит жизнь прожитане зря!” (Ю.С. Кучиев).

«Человек-легенда»… Сам он, категорически не приемлющий в общении высокопарной пафосности, не любит, когда в его адрес звучат эти слова. Но, право же, трудно с ходу подобрать другое определение, которое бы так же емко отражало масштаб его личности – яркой, волевой и энергичной. Личности, откованной из того железа, из которого судьба кует настоящих мужчин. Людей слова, чести, долга и дела. Романтиков и первопроходцев…

Этот человек – наш знаменитый земляк Юрий Сергеевич Кучиев, Полярный капитан, Герой Социалистического Труда, 56 лет своей жизни отдавший службе в морском флоте и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути. Горец-осетин, выходец из маленького селения Тиб, чье имя прогремело на весь мир 17 августа 1977 года – в день, когда советский атомный ледокол «Арктика», которым он командовал, достиг Северного полюса. Это был первый случай в истории мореплавания, когда надводное судно, взломав ледяной панцирь Центрального арктического бассейна, поднялось к той точке на «макушке» планеты, где сходятся линии меридианов…

Юрий Сергеевич Кучиев – человек легенда, который воплотил в реальность давнюю мечту многих поколений моряков, стремившихся тропой первопроходцев в загадочный и грозный мир ледяного безмолвия. От отца он перенял глубокое уважение к старшим и честность, откровенность. Его судьба типична для юноши 30-х годов. Отец его Сергей Кучиев, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Репрессирован в конце тридцатых годов, позже реабилитирован. Клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия о карьере военного лётчика.

5 июня 1941 года Ю.Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов», затем служил младшим офицером на судах арктического флота, в годы войны ходил в конвоях, плавал на ледокольных пароходах «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков». Был штурманом, дублером капитана и в 1964 году он встает на капитанский мостик атомохода «Ленин». Именно на нем он «разведал» подходы к северной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол «Владивосток». И мысль о том, что на таких судах можно пробиться на полюс окончательно созрела у Кучиева.. И вот со стапелей Балтийского завода сошел самый мощный в мире ледокол «Арктика». Длина корабля – 150 метров. В его стальном чреве упрятан атомный реактор в 75 тысяч лошадиных сил… Встав на его капитанский мостик, Ю.С. Кучиев твердо решил: час штурма вершины земли настал. 17 августа 1977 года в 4 часа утра ледокол «Арктика» достиг Северного полюса, пробиваясь через ледяные поля и покров мощных многолетних льдов. «Я испытал совершенно необыкновенное волнение», – говорит легендарный Ю.С.Кучиев, – «когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов, это древко было найдено у его могилы».

Супруга Ю.С.Кучиева скончалась три года назад

У Ю.С.Кучиева трое детей. Старший по образованию физик-теоретик, работал в физтехе им. Иоффе. В тяжелые годы, когда в науке многое рухнуло, он уехал по контракту в Австралию, и сейчас работает в Сиднейском университете, является крупным специалистом в ядерной энергетике. Жена и сын у него программисты. У внука Станислава двое детей, так что Юрий Сергеевич уже дважды прадед.

Его младшие сын и дочь, Таня и Сережа, - двойняшки. Сережа стал командиром Ту-154, летает в Европу, на Ближний Восток. Таня - швея-модельер. Ее сын Дима, не выбрал никакой романтической профессии, он - повар, работает на “Балтике”, у нашего земляка Болоева.

Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, медалей «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над фашистской Германией, Герой социалистического труда Ю.С.Кучиев и сегодня в строю. Он также как всегда принципиален и справедлив в подходе ко многим проблемам сегодняшнего дня.Недавно опубликованное в “Советской России” письмо тому подтверждение.

Из материалов газеты “Северная Осетия”

“Сегодня, 26 августа 2004 года, Юрию Кучиеву «арктическому джигиту», исполняется 85 лет. И накануне этой знаменательной даты корреспондент «СО» позвонил по телефону в его санкт-петербургскую квартиру, чтобы передать прославленному капитану поздравления с наступающим юбилеем и пожелания здоровья и благополучия от имени всего нашего редакционного коллектива и всех читателей нашей газеты.

Трубку снял сам Юрий Сергеевич. Удивился, обрадовался и, кажется (это чувствовалось по голосу), даже растрогался. Тепло поблагодарил газету за внимание и, в свою очередь, попросил передать всей редакции «СО» «сердечный поклон».

- Юрий Сергеевич, 85 лет – это целая жизненная дорога, оставшаяся за плечами. Дорога, которой человек с такой биографией, как ваша, человек, столько сделавший на благо страны и народа, сколько сделано вами, по праву может гордиться… А сами вы с какими чувствами сквозь годы оглядываетесь сегодня на этот путь – вы, о ком написаны книги, сняты фильмы, а на родине, в Осетии, даже была сложена песня? – первый наш вопрос легендарному капитану атомохода «Арктика» был именно таким.

– Спасибо вам за добрые слова, но все то, о чем вы сказали, я не могу относить лично к себе и только себе самому ставить в заслугу. И это вовсе не скромность – это убеждение, – сразу же поправляет наш собеседник. – А как я сам оцениваю свою жизнь? Как нормальную жизнь честного человека. Сына своей Родины – большой и малой. Который старался выполнять свои человеческие обязанности перед ними – с «плюсами» и «минусами», всякое бывало. Но чести своей не ронял…Вот это, наверное, и есть главное.

– Как собираетесь отметить юбилей?

– Настроение у меня, если честно, не юбилейное. Конечно, будут поздравления: я – человек не без врагов, но и друзей у меня много. Но хочется, все-таки, в этот день побыть в тиши.

– От представителей старшего поколения сегодня нередко можно услышать горькое признание: «Нам страшно за будущее, в котором предстоит жить нашим детям и внукам…». Время, когда слова «державность», «престиж государства», «патриотизм» были овеяны светом романтики, и когда мы, штурмуя Арктику и космос, действительно были «впереди планеты всей», стало историей. На его место пришли огульная переоценка идеологических установок и ценностей, крушение старых идеалов и усталое неверие в новые, социально-экономическая нестабильность… А что капитан Юрий Сергеевич думает о курсе, которым движется корабль под названием «Россия»? Долго ли нам еще лавировать меж рифов и айсбергов? И когда мы, по-вашему, наконец, выйдем в чистые свободные воды, а ветер в парусах нашего корабля будет попутным?

На снимке: Ю.С.Кучиев на встрече со школьниками Алагира.

– Когда смотришь на то, что в последние 10–15 лет творится в стране, часто испытываешь отвратительное состояние беспомощности. И все-таки не надо страшиться. То лучшее, что несла с собой социалистическая идеология, приверженцем которой я остаюсь, – непобедимо. Оно возродится. Чувство Родины, чувство чести, чувство собственного достоинства страны – все это, безусловно, обязательно вновь восторжествует. Чтобы не говорили о России, что это – вотчина чубайсов и абрамовичей, в которой они безраздельно хозяйничают…

Я верю главе нашего государства – Владимиру Путину – и политике, которую он проводит. Потому что вижу в нем не «жандарма НКВД», а широко образованного чекиста-интеллектуала. Рано его охаивать: своего главного слова он еще не сказал… Глубоко верю и в добрые начинания министра Михаила Зурабова. Кстати, сына моряка, чей отец себя зарекомендовал как очень порядочный человек. Сын не может, думаю, этого качества не унаследовать.

То, что сейчас президентом страны проводится курс на поддержку армии, на увеличение финансирования «оборонки» – естественный ход лидера такого великого государства. Путину достались тяжелое наследие и тяжелая задача – возрождать могущество нашего Отечества. А ее не решить сразу, и это надо понимать.

Возьмем российскую Арктику. Что там сегодня происходит? То же, что и везде – страну почти поставили на колени. Но подниматься надо. И моряки – во всяком случае, мои соратники-ледокольщики – делают все, чтобы возродить значение Арктики и Северного морского пути. И флот живет. Конечно, его обескровили, но он живет.

Так что, думаю, пробьемся. Надо еще только, чтобы не забывали сегодня малочисленные народы России, кому и чему они обязаны. А это «три кита» – социалистическая революция, советская власть и великодушие русского народа. И это совсем не угодничество. Это – правда. Это недаром было глубоким убеждением такого, например, прославленного сына Осетии, как герой-конник Исса Плиев. И это – и мое глубокое убеждение.

– А чего бы вы хотели пожелать своей родной Осетии и ее народу в дни, когда на Кавказе снова неспокойно и когда к ситуации в этом регионе приковано внимание не только всей страны, но и мира?

– Мои пожелания будут такими же, как всегда. Выдержки вам и мужества, земляки. Отваги и достоинства. И, конечно – доброго здоровья…”

ИЗВЕЩЕНИЕ

15 декабря 2005 года, в Санкт-Петербурге на 86-м году жизни скончался наш легендарный земляк Юрий Кучиев, капитан в свое время крупнейшего в мире атомного ледокола «Арктика» покорившего в 1978 году Северный Полюс.

Арктический капитан Кучиев упокоится во льдах

Авнуст 2006

Из Мурманска на Северный полюс отравился атомоход «Ямал». У экипажа особая миссия - доставить к северным льдам прах Юрия Кучиева - капитана ледокола, первым покорившего Арктику. Обрести покой в месте, с которым была связана вся жизнь, - такова была воля самого Кучиева.

Летом 1977 года Юрий Кучиев собрался и улетел в Мурманск, чтобы возглавить первый в истории поход на атомном ледоколе к Северному полюсу. Через 29 лет дочь капитана Юрия Кучиева приехала в Мурманск исполнить последнюю волю отца - похоронить его во льдах Арктики.

«Это он решил давно. Самого завещания я не видела, только после смерти, но он об этом говорил и завещал все сделать вот так. И мы это сделаем», - говорит дочь капитана Кучиева Татьяна Тихомирова.

Он любил Арктику, здесь прошли его лучшие годы. И свершилась давняя мечта - достичь Северного полюса на корабле. 17 августа 1977 года он навсегда вписал свое имя в историю покорения Арктики. Ведомый им атомный ледокол нового поколения впервые дошел до Северного полюса Земли.

«Мы не исключали, что ледокол застрянет во льдах и какое-то время будет дрейфовать. И самое-то интересное, что в то время никто на помощь им не смог бы прийти - второго ледокола тогда еще не было», - отмечает организатор церемонии захоронения Юрий Блинов.

В тот исторический рейс на атомоходе уходил молодой радиооператор Анатолий Фишкин. Вспоминает, что готовились к нему как к боевому походу. В пути запретили выходить в радиоэфир, чтобы не обнаруживать себя. Пункт назначения держался в секрете до самого конца.

«Мы не знали, какие задачи поставлены. А когда прошли пролив Вилькицкого, нам сказали, что идем на Северный полюс», - рассказывает Анатолий Фишкин.

Страна встречала моряков как героев. Кучиева тогда сравнивали с его тезкой Юрием Гагариным. Этот поход показал безграничные возможности атомного ледокольного флота.

«Поход на полюс - это малая доля опыта Кучиева, который он передал всем. Ведь наша основная работа - не на полюс ходить, а проводить караваны судов», - говорит капитан атомного ледокола «Ямал» Александр Лембрик.

Только спустя 15 лет полюса достиг первый иностранный корабль. Большинство арктических рекордов принадлежит нашей стране, и самый значимый из них - покорение Северного полюса - состоялся во многом благодаря Юрию Кучиеву.

Непростым и тернистым был путь арктического капитана к главному достижению своей жизни. За две с половиной недели до начала Великой Отечественной войны Кучиева зачислили матросом на буксир «Василий Молоков» в порту Диксон и с этого времени он 40 лет работал на судах арктического флота. На протяжении всей своей жизни он был предан морю, Арктике и своей спутнице - супруге Нинель Константиновне, которая скончалась 18 февраля 1999 года. После смерти жены Ю.С. Кучиев составил завещание, в котором просил друзей и соратников по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода из жизни – предать водам Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах жены.

«Вы хорошо знаете, что всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», - писал Кучиев в своем завещании.

Руководство и коллектив Мурманского морского пароходства, моряки атомного ледокольного флота считают своим святым долгом выполнить последнюю волю капитана, уважаемого в широких кругах общественности первопроходца арктических широт, чье имя по праву должно войти в золотой фонд выдающихся людей России.

Принято решение о том, что урны с прахом Ю.С. Кучиева и Н.К. Кучиевой будут доставлены в район Северного полюса моряками Мурманского морского пароходства на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю согласно завещанию. Атомоход «Ямал» выходит в рейс 13 августа 2006 года. И символично, что эта дата почти совпадает с 29-й годовщиной прихода на Полюс атомохода «Арктика», который произошел 17 августа 1977 года.

Не совсем обычную церемонию захоронения планировали с участием действующих арктических капитанов. Только после консультации с ними было решено, что в районе Северного полюса с атомного ледокола «Ямал» в небо поднимется вертолет, высадившись на льдине, родственники и близкие Юрия Кучиева проведут траурный митинг, после чего урну с прахом капитана опустят в полынью.

Звезда Юрия Кучиева будет гореть всегда

В ряду знаковых фигур большого масштаба, которых дала мировой цивилизации маленькая Осетия, и имя Юрия Сергеевича КУЧИЕВА. Подвиг, совершенный им, золотыми буквами вписан в отечественную историю как одно из выдающихся достижений человечества XX века. А по своей значимости для мировой науки открытие Юрия Кучиева сравнимо лишь с полетом первого человека в космос – с подвигом Юрия Гагарина. И многонациональный народ Осетии должен быть глубоко признателен славной фамилии Кучиевых, из которой вышло немало достойных людей. Особенно же прославил свою фамилию, а вместе с ней и Родину легендарный капитан атомохода «Арктика», Герой Социалистического Труда Юрий Кучиев.

Мысленно оглядываясь на пройденную жизненную дорогу, я не без гордости вспоминаю тесные дружеские взаимоотношения, которые складывались у меня с Юрием Сергеевичем на протяжении четверти века.

В начале 70-х годов уже прошлого столетия близко познакомились Ю. С. Кучиев и тогдашний секретарь Юго-Осетинского обкома Ф. С. Санакоев. По приглашению Феликса Сергеевича Юрий Кучиев гостил в Южной Осетии.

После первого приезда и отдыха ему так понравился Юг Осетии, что в последующем ежегодно свой отпуск он постоянно проводил в Джаве. Весьма примечательно, что старт к своему историческому плаванию он взял из той же Джавы, где проводил свой отпуск в августе 1977 года. Вот что он писал позже в письме ко мне об этом памятном эпизоде своей жизни: «Передайте, пожалуйста, верным друзьям на Юге, что я нередко вспоминаю о прекрасных днях, проведенных с ними. А разве можно забыть неповторимую Джаву, откуда начался для меня старт к вершине планеты!».

В те же годы ко мне в гости в Южную Осетию часто приезжал мой большой друг, известный в стране нейрохирург Солтан Астемирович Кесаев. Перед очередным приездом на Юг летом 1988 г. он позвонил мне по телефону и радостно сообщил: «А ты знаешь, с кем я приезжаю? С Юрием Сергеевичем!». Так состоялось мое близкое знакомство с Ю. С. Кучиевым, переросшее с годами в тесную дружбу.

Приезды Ю. С. Кучиева на Юг Осетии превратились в подлинные праздники для многих жителей республики. Как правило, он не засиживался в Джаве, а встречался со школьниками, творческими работниками, с коллективами заводов, фабрик.

Пребывание героя Арктики в Южной Осетии оставило о себе добрую память. Один из лучших мастеров кисти, народный художник Южной Осетии, лауреат премии им.

К. Хетагурова Григорий Котаев запечатлел образ покорителя полюса на большом полотне на фоне прославленной «Арктики». Другой цхинвалец, Алексей Маргиев, с пристрастием занимающийся сбором материалов о знаменитых людях Осетии, собрал и оформил в трех объемистых томах все, что писала советская и мировая печать о подвиге Юрия Кучиева. Кстати, эти материалы Алексей Георгиевич недавно преподнес в дар Северо-Осетинскому институту гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева, и желающие получить более подробные сведения о подвиге Кучиева имеют возможность познакомиться с этими материалами.

С большим удовольствием вспоминаю и следующий эпизод. Разговаривая с Юрием Сергеевичем во время его последнего приезда в Южную Осетию в 1987 году, я как бы невзначай сказал ему, что в Цхинвале находится на отдыхе и В. И. Абаев. Его обрадовало это сообщение, и он выразил большое сожаление, что до сих пор не удалось лично познакомиться с Василием Ивановичем. Приняв это к сведению, я на второй день организовал встречу Юрию Сергеевичу в дачном домике В. И. Абаева.

Более двух часов продолжалась задушевная беседа двух выдающихся сынов Осетии. Они делились друг с другом всем, что их волновало и было пережито за многие годы, о достигнутых успехах и неосуществленных замыслах.

Присутствовавший на встрече журналист Б. Н. Багаев рассказал о ней на страницах газеты «Южная Осетия». Вот некоторые фрагменты состоявшейся беседы.

– Никогда я не стремился к славе, к громкому имени, даже не думал об этом. И скажу так: это недостойная суета. У меня была лишь одна заветная мечта – стать студентом. Она-то и позвала в дальнюю дорогу. И ничто не могло остановить меня: ни расстояние, ни тяжелейшее, голодное время, время Гражданской войны. Целую неделю я добирался до Петербурга, добирался тяжело, но своего добился – стал студентом

Петербургского университета, – говорил Василий Иванович.

– Целеустремленность – это залог успеха в достижении цели, – согласился с ученым Юрий Сергеевич. – Но при этом в жизнь вмешивается еще нечто, удача или судьба, не знаю, как сказать. Ведь у меня была цель – очень хотел стать летчиком. Летчиком я не стал, зато летает мой сын, а я… я делал то, что надо было делать. А слава… – Юрий Сергеевич махнул рукой.

– И тем не менее, – сказал Василий Иванович, – я до сих пор восхищаюсь тем, что парень из осетинского горного села, где не то что моря, но реки-то настоящей нет и… провел через вековые льды Ледовитого океана до Северного полюса атомоход…

– Если в руках у человека мощная техника, полное обеспечение всем необходимым, а, самое главное, рядом с ним надежные, уверенные в успехе люди, то не так уж и трудно достичь полюса. Это была просто хорошая и профессиональная работа. И только.

– Что ж, приятно слышать. Скромность и сдержанность всегда были признаками истинного мужества у осетин. Но, и это правда, слава никогда не бывает спутником недостойных.

Встреча эта, естественно, доставила огромную радость им обоим.

После знакомства с Юрием Сергеевичем между нами установились тесные взаимоотношения. В личном архиве у меня сохранилось множество поздравительных открыток к праздникам и письма Ю. С. Кучиева.

В те годы из печати вышли две мои монографии («Народный земледельческий календарь» и «Древнейшие пласты духовной культуры осетин»), очередные книги серии «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» и др., которые, естественно, я подарил и Юрию Сергеевичу.

Признаться, не каждую подаренную книгу мы всегда читаем. Однако, судя по ответным письмам, книги мои помогали Юрию Сергеевичу пополнить свои знания об истории родного края. Вот некоторые отрывки из его писем: «Совершенно неожиданно получил Ваше послание с книгами. Подарка дороже быть не может! Бесконечно признателен за добрую память и внимание». «Сердечно тронут Вашим вниманием. Вы великодушно взяли на себя благородную задачу капитального восполнения моих весьма скудных познаний по истории, наделив огромными пластами исторического становления духовного мира осетинского народа. Преогромнейшее спасибо! Испытываю особое удовольствие еще и от того, что, бережно взяв в руки Ваш дар, внутренне соприкоснулся с теплом родного края…».

В письмах Юрия Сергеевича красной нитью проходит огромная любовь к родному краю. «Должен признаться, – пишет он в другом письме, – что пользуюсь любым предлогом, чтобы побывать на земле предков, ибо нет на свете лучшего средства для восполнения душевных сил, отданных адской борьбе с арктической стихией».

Оглядывая пройденный жизненный путь, Юрий Сергеевич в одном из своих писем в 1984 году пишет: «В последнее время все больше и чаще задумываюсь над тем, что, наверное, следовало выполнять свой долг перед людьми своей маленькой родины не эпизодически, а систематически и стабильно. И это отнюдь не ностальгия, а следствие действительной необходимости полной отдачи накопленного морально-политического потенциала не посредством парадного, а методичного общения с людьми во имя упрочения интернационалистских позиций в нашем регионе, равно как и требований справедливости, честности и правопорядка. И некоторые события, к стыду нашему, произошедшие не так уж давно, непосредственно зовут к этому!». Читатель, наверное, догадывается, что Юрий Сергеевич имеет в виду печально известные события во Владикавказе в 1981 г. Вот как должно болеть сердце каждого из нас за родную землю, а это невозможно без искренней любви к ней…

К великому сожалению, о Юрии Сергеевиче Кучиеве отныне уже приходится говорить в прошедшем времени. Наш великий соотечественник оставил после себя такое богатое наследство, что пришла пора увековечить его память. В этом направлении первым из серии мероприятий оказалось присвоение его имени владикавказской средней школе № 27, где в свое время он учился. 8 октября 2006 г. состоялось торжественное открытие барельефа героя на фасадной стене школы. Можно только приветствовать инициативу АМС г. Владикавказа, объявившей конкурс на лучший памятник Ю. С. Кучиеву. Его имя будет носить один из строящихся атомных ледоколов России. И у нас в Осетии мероприятия по увековечению имени нашей большой национальной гордости, по всей вероятности, получат продолжение. Юрий Кучиев прославил себя и свой родной край на века. Осетинская земля вправе гордиться, что дала миру такого выдающегося сына.

Людвиг ЧИБИРОВ, профессор.