Наука о закономерностях и способах человеческой деятельности. Понятие науки. Подходы в определении науки

Актуальное понимание термина "наука" соотносит его с моралью, идеологией, правом, религией, искусством и так далее в качестве одного из компонентов духовной культуры человечества.

Что такое наука?

Наукой называется некая система упорядоченных знаний об обществе, природе, человеке, также это уникальный вид производства духовного порядка, который направлен на полноценное обеспечение знаниями, их усовершенствование и хранение.

Кроме вышеперечисленного, наука - это комплекс в пределах которых происходит упомянутое производство.

Если быть точным в определении науки, то она в качестве культурного явления возникла в семнадцатом веке и дала шанс проверять правдивость открытых знаний опытным путем. Наука твердо связана с обществом. Она не может получить толчок для возникновения или развития вне социума. А вот общество нынешнего дня не может полноценно функционировать без нее, потому как основные виды науки направлены на удовлетворение нужд во всех аспектах человеческого существования, а также служат мощным фактором развития социума. Базируясь на знании о законах работы и развития объектов в ее поле рассмотрения, наука строит прогноз дальнейшего существования этих объектов для освоения окружающей действительности на практике.

Научное познание. Парадигма

Научное познание управляется конкретными нормами и идеалами научной деятельности, в которые включены некие подходы, установки, принципы, выработанные учеными на определенных стадиях развития научной действительности. Они меняются с течением времени, как, к примеру, произошел переход от понимания физики Исааком Ньютоном к взглядам Альберта Эйнштейна. Комплекс норм и идеалов научного познания, превалирующих на конкретной стадии развития, называется "стиль научного мышления".

Историк науки из США Т.Кун работал над анализом характера, с которым развивались научные знания. Он конкретизировал периоды, во время которых наука имеет постепенное развитие, факты накапливаются посредством множества доказанных теорий в границах ранее возникших теорий. Это некое состояние науки, развитие которой базируется на установленных в научном кругу нормах, установках и правилах, Кун детерминировал как парадигму.

Пока разные виды наук получают новые витки развития в пределах конкретной парадигмы, происходит накопление фактов, которые выходят за границы уже имеющихся теорий. Наступает момент, когда необходимо изменить базис научного знания, методологические установки, принципы для объяснения новообретенных фактов. Таким образом, происходит изменение научной парадигмы, что Кун именует научной революцией.

Научная картина мира

Упомянутый процесс неизбежно ведет к переменам в научной картине мира, то есть комплексной системе принципов и понятий касательно закономерностей и общих характеристик окружающего мира. Существует общенаучная картина мира, в которую входят представления о всех аспектах действительности, о природе, обществе и непосредственно познании, и естественно-научная картина мира. Она зависит от предмета познания, к которому относится. Таким образом, такая картина мира может быть физической, химической, астрономической, биологической и так далее. В центре общенаучной картины мира находится картина мира лидирующей (на актуальной стадии развития науки) области научного знания.

Любая картина мира базируется на конкретных фундаментальных теориях. С развитием познания и практики они сменяют одна другую. К примеру, естественно-научная и физическая модель основывалась в семнадцатом веке на классической механике и называлась, соответственно, классической, затем в двадцатом веке - на электродинамике, теории относительности и квантовой механике и именовалась неклассической картиной мира. Сегодня она базируется на синергетике и считается пост-неклассической. Научные картины мира служат эвристической основой для выстраивания фундаментальных теорий. Они переплетаются с мировоззрением, это один из важнейших ресурсов его формирования.

Классификация наук вызывает споры в научном сообществе. Это важная и сложная проблема. Система настолько разветвлена, что все многообразные и многочисленные исследования, которые можно различать по предмету, объекту, степени фундаментальности, методу, сфере применения и так далее, невозможно классифицировать на одном основании. Обобщенно можно перечислить такие группы: технические, естественные, социальные или общественные и гуманитарные.

Естественные виды наук:

    о космосе в общем, его строении и процессах развития: космология, астрономия, астрофизика, космогония, космохимия и другие;

    о земле, то есть геофизика, геохимия, геология и другие;

    о системах и процессах физики, биологии, химии, формах, согласно которых происходит движение материи;

    о человеке в его биологическом аспекте, происхождении и развитии организма, к примеру, это анатомия.

Технические науки как базис имеют естественные науки. Предметом их изучения являются различные аспекты и ветви развития техники. Это радиотехника, теплотехника, электротехника и прочие.

Социальные или общественные виды наук имеют разветвленную внутреннюю систему. Предметом изучения соцнаук является общество. Среди них социология, политология, экономика, юриспруденция и другие. Виды экономических наук, в частности, имеют свою иерархию, как и многие из наук этой категории.

Гуманитарные науки изучают духовный мир индивида, его место в окружающем мире и обществе, среди людей. Это психология, педагогика, конфликтология и другие.

Смежные позиции

Некоторые отдельные науки могут образовывать звенья связи между категориями, соприкасаться с разными группами. Это медицина, эргономика, инженерная психология, экология и другие. Стоит обратить внимание, что особенно небольшую грань образуют виды социальных наук и гуманитарных. К таким граничным наукам относятся история, эстетика, этика и так далее.

В системе наук уникальная позиция занята математикой, философией, кибернетикой, информатикой и тому подобными. Эти виды наук имеют общий характер, поэтому ими руководствуются во всех исследованиях.

Наука на пути ее развития из одиночного занятия становится уникальной, в некотором роде, самостоятельной формой сознания социума и аспектом человеческой деятельности. Она является продуктом долгого процесса развития культуры и цивилизации человека. Это отдельно стоящий общественный организм с особыми типами взаимодействия, разделения и управления отдельными процессами научной деятельности.

Функции науки

Постоянно возрастающее значение науки в сегодняшнем научно-техническом мире не опровергнуть. Ее функции объясняют ее роль:

    гносеологическая, то есть наука помогает познать окружающий мир;

    мировоззренческая, наука еще и дает объяснение действительности;

    преобразующая. Основные виды науки - это ключ к развитию общества, она служит основой процессам нынешнего производства и открытия новых способов осуществления чего-либо, передовых технологий, таким образом, значительно увеличивая потенциал общества.

Таким образом, однозначно классифицировать все виды науки сложно. Но можно разделить ее на несколько групп, которые тесно взаимодействуют друг с другом.


Наука - итог, совокупность знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных в ходе общественно-исторической жизни. Цель науки-вскрывать объективные законы явлений, давать объяснение явлений. Без познания объективных законов природы и общества пет и не может быть научного познания. Марксизм исходит из того, что наука - враг случайностей, ибо действительность может и должна быть изучена и познана не в её случайных свойствах, а в её необходимых и закономерных связях.

Знание отдельных случайностей не даёт науки, так как не случайности определяют ход развития в природе и обществе, а объективные законы, отрицание которых ведёт к ликвидации науки. Задача науки - за случайным, хаотичным найти и исследовать объективные законы, скрытые от поверхностного взгляда, и вооружить знанием этих законов людей в их практической деятельности. Во всех областях наука показывает нам действие основных законов в кажущемся хаосе явлений. Сила науки-в её обобщениях. Она развивается и движется вперёд вместо с развитием общества; прогресс её заключается в том, что опа всё точнее и глубже познаёт действительность.

Наука возникает и развивается на основе производственно-практической деятельности людей. На каждом этапе общественной истории наука представляет достигнутую в данное время ступень осознания законов действительности; она направлена на освоение и использование сил природы. Маркс и Энгельс доказали, что в развитии науки определяющим является не логическое развитие проблем и понятий, но прежде всего потребности развития техники, материального производства. Если техника «в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Например, гидростатикав XVI и XVII вв. была вызвана к жизни потребностью регулировать горные потоки Италии.

Особенно быстро начала развиваться наука о природе в связи с возникновением и развитием капиталистического способа производства. Буржуазии для развития промышленности нужна была наука. Однако в условиях капитализма паука противостоит рабочему классу как сила капитала, а научные открытия ведут но к облегчению труда рабочего, а к усилению эксплуатации. Если в эпоху господства капитализма естествознание под влиянием потребностей развития промышленности достигло огромных успехов, то в буржуазной общественной науке, непосредственно связанной с классовыми интересами буржуазии, с её экономическим базисом, господствовал идеализм, извращавший действительные законы общественной жизни.

Только идеологи пролетариата Маркс и Энгельс создали подлинную науку о закономерностях общественного развития. Разработанное ими мировоззрение освободило и естествознание от той философской ограниченности (влияние идеалистической философии и метафизического метода исследования), которая свойственна ому в период капитализма.

Неограниченные возможности для развития всех наук созданы после победы социализма. Из всех классов современного общества наиболее заинтересован в движении науки вперёд рабочий класс, который, строя коммунистическое общество, использует все положительные достижения науки. Великая Октябрьская социалистическая революция и социалистическое строительство в СССР открыли новую эру в развитии науки. Впервые в истории человечества наука, освобождённая от власти капитала, была поставлена на службу трудящимся. Социализм и наука неотделимы. Установление социалистического строя означает огромный подъём науки. Социализм уничтожает все преграды, возводимые капитализмом на пути развития науки.

Распылённость и кустарщина, анархия и стихийность, индивидуализм и разобщённость в научной работе, неизбежные в условиях капитализма, сменились в СССР планомерным и целесообразным использованием всех сил и средств науки для разработки актуальных проблем народного хозяйства, обороны и культурного развития страны социализма. Уже в первые годы существования Советской власти Ленин приступил к разработке широкого плана реорганизации всего народного хозяйства на базе новейших данных науки и техники (план электрификации). Благодаря социалистической организации науки в СССР уже теперь советская наука выдвинулась по ряду отраслей на первое место в мировой науке - в математике, в изучении атомного ядра, космических лучей, стратосферы, высшей нервной деятельности, в биологии и т. д., не говоря уже об общественных пауках. Советские учёные ставят на службу народу все завоевания науки; они обслуживают народ не по принуждению, а добровольно, с охотой.

Руководимая передовым мировоззрением- учением марксизма-ленинизма, советская передовая наука по своим задачам, целям и устремлениям, по поддержке, какую она получает в советском обществе, есть наука всенародная. Не только в постановке задач, но и в их разрешении она не замыкается в себе, а опирается на опыт передовых советских людей-на практику и изобретательскую мысль работников индустрии, сельского хозяйства, экспериментаторов-животноводов, мичуринцев-растениеводов и т. д. Науку в Советской стране двигают вперёд не только учёные, но и тысячи рабочих-новаторов и колхозников-опытников. В нашей стране растёт и ширится содружество деятелей науки с работниками производства, являющееся новым огромным стимулом к успешному развитию науки.

Наука в советском обществе отличается последовательным проведением принципа единства теории и практики. Новый опыт практической деятельности обогащает пауку, двигает её вперёд, ломая устаревшие традиции. Одной из отличительных черт науки в социалистическом обществе является борьба против окостенения теории, против превращения её в систему предрассудков. В науке часто происходит застой, вследствие того что представители старшего и заслуженного поколения учёных ошибочно начинают рассматривать себя как «монополистов» науки. Подлинно передовой наукой является паука, которая создаёт широкий простор для проникновения в неё свежих, молодых сил, растущих учёных, людей практики, новаторов, ломающих устаревшие традиции в науке, создающих новые, передовые традиции. Важнейшим методом преодоления противоречия между новым и старым в советской науке является (см.).

Большую роль в развитии науки играют творческие споры и дискуссии. Марксизм учит, что никакая наука ие может развиваться без борьбы мнений, без свободы критики. Это положение имеет огромное значение для борьбы против застоя, консерватизма, аракчеевщины в науке. Опыт проведения в СССР дискуссий (по философии, биологии, языкознанию, физиологии, политической экономии и др.) свидетельствует, что в процессе борьбы мнений, в процессе \ критики и самокритики наука добивается новых успехов: отбрасывается устаревшее,развенчиваются консервативные элементы,цепляющиеся за старое, отжившее, расчищается дорога всему передовому, новаторскому в науке.

Переход от социализма к коммунизму выдвигает перед советскими учёными грандиозные задачи, создаёт небывалые возможности для нового подъёма науки и требует от советских учёных всех специальностей смелого и творческого решения самых разнообразных научных проблем. Коммунистическая партия поставила перед советскими учёными задачу - в ближайшее время превзойти достижения науки за пределами нашей страны. Над решением этой задачи успешно трудятся советские учёные. Наука в СССР, став достоянием широких народных масс, является орудием строительства коммунизма.

Светлой памяти замечательного, редкого человека и физика
Юрия Владимировича Гапонова.

Всем более или менее образованным (то есть окончившим по крайней мере среднюю школу) людям известно, что, например, астрономия - одна из самых интересных и важных наук о природе. Но когда произносят слово «наука», предполагается, что все одинаково понимают, о чём идёт речь. А так ли это на самом деле?

Научный подход к явлениям и процессам окружающего мира - это целая система взглядов и представлений, выработанных за тысячелетия развития человеческой мысли, определённое мировоззрение, в основе которого лежит осмысление взаимосвязей Природы и человека. И есть насущная потребность сформулировать на доступном, по возможности, языке соображения по данному поводу.

Потребность эта сегодня резко возросла в связи с тем, что в последние годы и даже десятилетия понятие «наука» в сознании многих людей оказалось размытым и неясным из-за огромного количества теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах о «достижениях» астрологии, экстрасенсорики, уфологии и других видов оккультного «знания». Между тем, с точки зрения подавляющего большинства людей, занимающихся серьёзными научными исследованиями, ни один из названных видов «знаний» не может считаться наукой. На чём же основан настоящий научный подход к изучению окружающего мира?

Прежде всего, он базируется на огромном человеческом опыте, на повседневной практике наблюдений и взаимодействия с предметами, природными явлениями и процессами. В качестве примера можно сослаться на хорошо известную историю открытия закона всемирного тяготения. Изучая данные наблюдений и измерений, Ньютон предположил, что Земля служит источником силы тяготения, пропорциональной её массе и обратно пропорциональной квадрату расстояния от её центра. Затем это предположение, которое можно назвать научной гипотезой (научной потому, что она обобщала данные измерений и наблюдений), он применил для объяснения движения Луны по круговой орбите вокруг Земли. Оказалось, что выдвинутая гипотеза хорошо согласуется с известными данными о движении Луны. Это означало, что она с большой вероятностью верна, поскольку хорошо объясняла как поведение различных предметов вблизи поверхности Земли, так и движение удалённого небесного тела. Затем, после необходимых уточнений и добавлений, эту гипотезу, которую уже можно считать научной теорией (поскольку она объясняла довольно широкий класс явлений), применили для объяснения наблюдаемого движения планет Солнечной системы. И выяснилось, что движение планет согласуется с теорией Ньютона. Здесь уже можно говорить о законе, которому подчиняется движение земных и небесных тел в пределах огромных расстояний от Земли. Особенно убедительной стала история открытия «на кончике пера» восьмой планеты Солнечной системы - Нептуна. Закон тяготения позволил предсказать её существование, рассчитать орбиту и указать место на небе, где её следовало искать. И астроном Галле обнаружил Нептун на расстоянии 56" от предвычисленного места!

По такой же схеме развивается любая наука вообще. Во-первых, изучаются данные наблюдений и измерений, затем предпринимаются попытки систематизировать, обобщить их и выдвинуть гипотезу, объясняющую полученные результаты. Если гипотеза хотя бы в существенных чертах объясняет имеющиеся данные, можно ожидать, что она предскажет ещё не изученные явления. Проверка этих расчётов и предсказаний в наблюдениях и экспериментах - очень сильное средство выяснить, верна ли гипотеза. Если она получает подтверждение, то может уже считаться научной теорией, так как совершенно невероятно, чтобы предсказания и расчёты, полученные на основе неверной гипотезы, случайно совпали бы с результатами наблюдений и измерений. Ведь такие предсказания обычно несут новую, часто неожиданную информацию, которую, как говорится, нарочно не придумаешь. Часто, однако, гипотеза не подтверждается. Значит, нужно продолжать поиски и разрабатывать другие гипотезы. Таков обычный тяжёлый путь в науке.

Во-вторых, не менее важна характерная черта научного подхода - возможность многократно и независимо проверить любые результаты и теории. Так, например, любой желающий может исследовать закон всемирного тяготения, самостоятельно изучив данные наблюдений и измерений или выполнив их заново.

В-третьих, чтобы всерьёз говорить о науке, нужно овладеть суммой знаний и методов, которыми располагает научное сообщество к настоящему моменту, нужно освоить логику методов, теорий, выводов, принятую в научной среде. Конечно, может оказаться, что кого-то она не устраивает (а вообще, достигнутое наукой на каждом этапе никогда полностью не устраивает настоящих учёных), но чтобы высказывать претензии или критиковать, нужно, как минимум, хорошо разобраться в том, что уже сделано. Если удастся убедительно доказать, что данный подход, метод или логика приводят к неверным выводам, внутренне противоречивы, и взамен этого предложить что-то лучшее - честь вам и хвала! Но разговор должен идти только на уровне доказательств, а не голословных утверждений. Правоту должны подтвердить результаты наблюдений и экспериментов, возможно новых и необычных, но убедительных для профессиональных исследователей.

Есть ещё один очень важный признак настоящего научного подхода. Это честность и непредвзятость исследователя. Понятия эти, конечно, довольно тонкие, не так-то просто дать им чёткое определение, поскольку они связаны с «человеческим фактором». Но без этих качеств учёных настоящей науки не бывает.

Допустим, у вас возникла идея, гипотеза или даже теория. И тут появляется сильное искушение, например, подобрать такой набор фактов, которые подтверждают вашу идею или, во всяком случае, не противоречат ей. А результаты, которые ей противоречат, отбросить, сделав вид, что вы о них не знаете. Бывает, что идут ещё дальше, «подгоняя» результаты наблюдений или экспериментов под желаемую гипотезу и пытаясь изобразить её полное подтверждение. Ещё хуже, когда с помощью громоздких и зачастую не очень грамотных математических выкладок, в основе которых лежат некие искусственно придуманные (как говорят, «спекулятивные», то есть «умозрительные») предположения и постулаты, не проверенные и не подтверждённые экспериментально, строят «теорию» с претензией на новое слово в науке. И сталкиваясь с критикой профессионалов, которые убедительно доказывают несостоятельность этих построений, они начинают обвинять учёных в консерватизме, ретроградстве или даже в «мафиозности». Однако настоящим учёным присущ строгий, критический подход к результатам и выводам, и прежде всего к своим собственным. Благодаря этому каждый шаг вперёд в науке сопровождается созданием достаточно прочного фундамента для дальнейшего продвижения по пути познания.

Великие учёные неоднократно отмечали, что верными показателями истинности теории служат её красота и логическая стройность. Под этими понятиями подразумевают, в частности, и то, насколько данная теория «вписывается» в существующие представления, согласуется с известным набором проверенных фактов и их сложившейся трактовкой. Это, однако, вовсе не значит, что в новой теории не должно быть неожиданных выводов или предсказаний. Как правило, всё обстоит как раз наоборот. Но если речь идёт о серьёзном вкладе в науку, то автор работы обязательно должен чётко проанализировать, как новый взгляд на проблему или новое объяснение наблюдаемых явлений соотносятся со всей существующей научной картиной мира. И если возникает противоречие между ними, исследователь должен честно заявить об этом, чтобы спокойно и непредвзято разобраться, нет ли ошибок в новых построениях, не противоречат ли они твёрдо установленным фактам, соотношениям и закономерностям. И только когда всестороннее изучение проблемы различными независимыми специалистами-профессионалами приводит к выводу об обоснованности и непротиворечивости новой концепции, можно всерьёз говорить о её праве на существование. Но даже в этом случае нельзя быть полностью уверенным, что именно она выражает истину.

Хорошей иллюстрацией к этому утверждению служит ситуация с Общей теорией относительности (ОТО). Со времени её создания А. Эйнштейном в 1916 году появилось множество других теорий пространства, времени и тяготения, которые отвечают критериям, упомянутым выше. Однако до последнего времени не появилось ни одного чётко установленного наблюдательного факта, который бы противоречил выводам и предсказаниям ОТО. Наоборот, все наблюдения и эксперименты её подтверждают или, во всяком случае, не противоречат ей. Отказываться от ОТО и заменять её какой-либо другой теорией пока нет оснований.

Что же касается современных теорий, использующих сложный математический аппарат, то всегда можно (конечно, при наличии соответствующей квалификации) проанализировать систему их исходных постулатов и её соответствие твердо установленным фактам, проверить логику построений и выводов, корректность математических преобразований. Настоящая научная теория всегда позволяет сделать оценки, которые можно измерить в наблюдениях или эксперименте, проверив справедливость теоретических выкладок. Другое дело, что такая проверка может оказаться чрезвычайно сложным мероприятием, требующим либо очень длительного времени и больших затрат, либо совершенно новой техники. Особенно сложна в этом отношении ситуация в астрономии, в частности в космологии, где речь идёт об экстремальных состояниях материи, нередко имевших место миллиарды лет назад. Поэтому во многих случаях экспериментальная проверка выводов и предсказаний различных космологических теорий остаётся делом неблизкого будущего. Тем не менее есть прекрасный пример того, как, казалось бы, весьма отвлечённая теория получила убедительнейшее подтверждение в астрофизических наблюдениях. Это история открытия так называемого реликтового излучения.

В 1930-х - 1940-х годах ряд астрофизиков, прежде всего наш соотечественник Г. Гамов, разработали «теорию горячей Вселенной», согласно которой от первоначальной эпохи эволюции расширяющейся Вселенной должно было остаться радиоизлучение, однородно заполняющее всё пространство современной наблюдаемой Вселенной. Это предсказание было практически забыто, и вспомнили о нём только в 1960-х годах, когда американские радиофизики случайно обнаружили присутствие радиоизлучения с предсказанными теорией характеристиками. Его интенсивность оказалась с весьма высокой точностью одинаковой во всех направлениях. При достигнутой позже более высокой точности измерений обнаружились её неоднородности, однако принципиально это описываемую картину почти не меняет (см. «Наука и жизнь» №12, 1993 г.; №5, 1994 г.; №11, 2006 г. ; №6, 2009 г.). Обнаруженное излучение не могло случайно оказаться именно таким, как предсказывала «теория горячей Вселенной».

Здесь неоднократно упоминались наблюдения и эксперименты. Но сама постановка таких наблюдений и экспериментов, которые позволяют разобраться в том, какова в действительности природа тех либо иных явлений или процессов, выяснить, какая точка зрения или теория ближе к истине, представляет собой весьма и весьма непростую задачу. И в физике, и в астрономии довольно часто возникает, казалось бы, странный вопрос: что на самом деле измеряют при наблюдениях или в эксперименте, отражают ли результаты измерений значения и поведение именно тех величин, которые интересуют исследователей? Тут мы неизбежно сталкиваемся с проблемой взаимодействия теории и эксперимента. Эти две стороны научных исследований крепко связаны между собой. Скажем, трактовка результатов наблюдений так или иначе зависит от теоретических воззрений, которых придерживается исследователь. В истории науки неоднократно возникали ситуации, когда одинаковые результаты одних и тех же наблюдений (измерений) разные исследователи трактуют по-разному, поскольку их теоретические представления различны. Однако рано или поздно среди научного сообщества утверждалась единая концепция, справедливость которой доказывали убедительные эксперименты и логика.

Нередко измерения одной и той же величины разными группами исследователей дают разные результаты. В таких случаях необходимо разобраться, нет ли грубых ошибок в методике экспериментов, каковы погрешности измерений, возможны ли изменения характеристик изучаемого объекта, связанные с его природой, и т. д.

Конечно, в принципе возможны ситуации, когда наблюдения оказываются уникальными, поскольку наблюдатель столкнулся с очень редким природным явлением, и возможность повторить эти наблюдения в обозримом будущем практически отсутствует. Но и в подобных случаях легко увидеть разницу между серьёзным исследователем и человеком, занимающимся околонаучными спекуляциями. Настоящий учёный постарается уточнить все обстоятельства, при которых проведено наблюдение, разобраться в том, не могли ли привести к неожиданному результату какие-либо помехи или дефекты регистрирующей аппаратуры, не было ли увиденное следствием субъективного восприятия известных явлений. Он не будет спешить с сенсационными заявлениями об «открытии» и тут же строить фантастические гипотезы для объяснения наблюдавшегося явления.

Всё это имеет прямое отношение, прежде всего, к многочисленным сообщениям о наблюдениях НЛО. Да, никто всерьёз не отрицает, что в атмосфере порой наблюдаются удивительные, труднообъяснимые явления. (Правда, в подавляющем большинстве случаев не удаётся получить убедительные независимые подтверждения подобных сообщений.) Никто не отрицает и того, что в принципе возможно существование внеземной высокоразвитой разумной жизни, которая способна заняться изучением нашей планеты и имеет для этого мощные технические средства. Однако сегодня нет никаких достоверных научных данных, позволяющих всерьёз говорить о признаках существования внеземной разумной жизни. И это при том что для её поисков неоднократно проводили специальные длительные радиоастрономические и астрофизические наблюдения, проблему подробнейшим образом изучали ведущие специалисты мира и неоднократно обсуждали на международных симпозиумах. Выдающийся наш астрофизик академик И. С. Шкловский много занимался этим вопросом и долго считал возможным обнаружить внеземную высокоразвитую цивилизацию. Но в конце жизни он пришёл к выводу, что земная разумная жизнь, быть может, очень редкое или даже уникальное явление и не исключено, что мы вообще одиноки во Вселенной. Безусловно, эту точку зрения нельзя считать истиной в последней инстанции, она может быть оспорена или опровергнута в дальнейшем, но для такого вывода у И. С. Шкловского были очень веские основания. Дело в том, что проведённый многими авторитетными учёными глубокий и комплексный анализ этой проблемы показывает, что уже на современном уровне развития науки и техники человечество с большой вероятностью должно было столкнуться с «космическими чудесами», то есть с физическими явлениями во Вселенной, имеющими чётко выраженное искусственное происхождение. Однако современные знания о фундаментальных законах природы и протекающих в соответствии с ними процессах в космосе позволяют с высокой степенью уверенности говорить, что регистрируемые излучения имеют исключительно естественное происхождение.

Любому здравомыслящему человеку покажется, по меньшей мере, странным, что «летающие тарелки» видят все желающие, но только не наблюдатели-профессионалы. Налицо явное противоречие между тем, что сегодня известно науке, и информацией, постоянно появляющейся в газетах, журналах и на телеэкранах. Это должно, по крайней мере, заставить задуматься всех, кто безоговорочно верит сообщениям о многократных посещениях Земли «космическими пришельцами».

Есть прекрасный пример того, насколько отношение астрономов к проблеме обнаружения внеземных цивилизаций отличается от позиций так называемых уфологов, пишущих и вещающих на подобные темы журналистов.

В 1967 году группа английских радиоастрономов совершила одно из крупнейших научных открытий XX века - обнаружила космические радиоисточники, излучающие строго периодические последовательности очень коротких импульсов. Эти источники впоследствии были названы пульсарами. Поскольку ранее никто ничего подобного не наблюдал, а проблема внеземных цивилизаций уже давно активно обсуждалась, у астрономов сразу же возникла мысль, что они обнаружили сигналы, посылаемые «братьями по разуму». Это неудивительно, поскольку тогда трудно было предположить, что в природе возможны естественные процессы, обеспечивающие столь малую длительность и такую строгую периодичность импульсов излучения, - она выдерживалась с точностью до ничтожных долей секунды!

Так вот, это был чуть ли не единственный случай в истории науки нашего времени (если не считать работ, имеющих оборонное значение), когда исследователи своё действительно сенсационное открытие несколько месяцев держали в строжайшем секрете! Те, кто знаком с миром современной науки, хорошо знают, насколько острым бывает соперничество между учёными за право называться первооткрывателями. Авторы работы, содержащей открытие или новый и важный результат, всегда стремятся как можно быстрее её опубликовать и не допустить, чтобы кто-то их опередил. А в случае с открытием пульсаров его авторы длительное время сознательно не сообщали об обнаруженном ими явлении. Спрашивается, почему? Да потому, что учёные считали себя обязанными самым внимательным образом разобраться, насколько обоснованно их предположение о внеземной цивилизации как источнике наблюдаемых сигналов. Они понимали, какие серьёзные последствия для науки и вообще для человечества может иметь обнаружение внеземных цивилизаций. И поэтому полагали необходимым, прежде чем заявлять об открытии, убедиться, что наблюдаемые импульсы излучения не могут быть вызваны никакими другими причинами, кроме сознательных действий внеземного разума. Тщательное изучение феномена привело к действительно крупнейшему открытию - был найден естественный процесс: у поверхности быстро вращающихся компактных объектов, нейтронных звёзд, при определённых условиях происходит генерация узконаправленных пучков излучения. Такой пучок, как луч прожектора, периодически попадает к наблюдателю. Таким образом, надежда на встречу с «братьями по разуму» в очередной раз не оправдалась (что, конечно, с определённой точки зрения, было огорчительно), но зато был сделан очень важный шаг в познании Природы. Нетрудно представить, какой шум поднялся бы в средствах массовой информации, если бы явление пульсаров обнаружили сегодня и первооткрыватели тут же неосторожно сообщили о возможном искусственном происхождении сигналов!

У журналистов в подобных случаях нередко наблюдается отсутствие профессионализма. Истинный профессионал должен предоставлять слово серьёзным учёным, настоящим специалистам, а свои собственные комментарии свести к минимуму.

Кое-кто из журналистов в ответ на нападки говорит, что «ортодоксальная», то есть официально признанная, наука слишком консервативна, не даёт пробиться новым, свежим идеям, в которых, возможно, как раз и содержится истина. И что вообще у нас плюрализм и свобода слова, позволяющие высказывать любые мнения. Звучит вроде бы убедительно, но по сути это просто демагогия. На самом же деле необходимо учить людей мыслить самостоятельно и делать свободный и осознанный выбор. А для этого, как минимум, нужно знакомить их с основными принципами научного, рационального подхода к действительности, с реальными результатами научных исследований и существующей научной картиной окружающего мира.

Наука - захватывающе интересное дело, в котором есть и красота, и взлёты человеческого духа, и свет истины. Только эта истина, как правило, не приходит сама по себе, как озарение, а добывается тяжёлым и упорным трудом. Зато и цена её очень высока. Наука - одна из тех замечательных сфер человеческой деятельности, где наиболее ярко проявляется творческий потенциал отдельных людей и всего человечества. Практически любой человек, посвятивший себя науке и честно служивший ей, может быть уверен: он свою жизнь прожил не зря.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.

Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как результат знаний об объективном и о субъективном мире.

Задачи науки: собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; систематизация полученных знаний; объяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений и процессов; установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, социальные и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

    о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, и проч.);

    Земле (геология, геофизика, и др.);

    физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

    человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (радиотехника, электротехника и проч.).

социальные науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология,).

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В основе их различия лежат определенные типы отношения объекта и субъекта в естественных и социально-гуманитарных науках. В первых присутствует четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до абсолютного; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте. В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты воедино в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.

Предметная область науки включает:

· систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);

· систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная культура - это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Гуманитарная культура - это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний;представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук

Наука - это сфера профессиональной деятельности человека, как и любая другая - индустриальная, педагогическая и т. п. Единственное ее отличие заключается в том, что главная цель, которую она преследует, - получение научного знания. В этом и состоит ее специфика.

История развития науки

Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.

Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.

Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом - духовным производством.

Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:

  • наука как результат (получение научных знаний);
  • как процесс (сама ;
  • как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).

Наука как институт общества

Проектные и технологические институты (а также сотни различных научно-исследовательских), библиотеки, заповедники и музеи входят в систему учреждений науки. В вузах сосредоточена значительная часть ее потенциала. Кроме того, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях сегодня все больше работает докторов и кандидатов наук, а значит, и эти учебные заведения будут все активнее вовлекаться в научную работу.

Кадры

Любая человеческая деятельность подразумевает, что ее кто-то осуществляет. Наука - это социальный институт, функционирование которого возможно только при наличии квалифицированных кадров. Их подготовка осуществляется через аспирантуру, а также соискательство степени кандидата наук, присуждающейся людям с высшим образованием, которые сдали специальные экзамены, а также опубликовали результаты своего исследования и защитили публично кандидатскую диссертацию. Доктора наук - это кадры высшей квалификации, которые готовятся через соискательство или же через докторантуру выдвигаются из числа

Наука как результат

Перейдем к расссмотрению следующего аспекта. Как результат наука - это система достоверных знаний о человеке, природе и обществе. Следует подчеркнуть в данном определении два существенных признака. Во-первых, наука - это взаимосвязанная совокупность знаний, приобретенных человечеством на сегодняшний день по всем известным вопросам. Она отвечает требованиям непротиворечивости и полноты. Во-вторых, суть науки заключается в приобретении достоверных знаний, которые следует отличать от житейских, бытовых, присущих каждому человеку.

Свойства науки как результата

  1. Кумулятивный характер научного знания. Объем его за каждые 10 лет удваивается.
  2. К дроблению и дифференциации неизбежно приводит накопление научных знаний. Возникают новые ее отрасли, например: гендерная психология, социальная психология и др.
  3. Наука по отношению к практике имеет следующие функции как системы знаний:
  • описательная (накопление и сбор фактов, данных);
  • объяснительная - объяснение процессов и явлений, их внутренних механизмов;
  • нормативная, или предписывающая - ее достижения становятся, например, обязательными стандартами для выполнения в школе, на производстве и проч.;
  • обобщающая - формулирование закономерностей и законов, которые вбирают в себя и систематизируют множество разрозненных фактов и явлений;
  • предсказательная - знания эти позволяют предвидеть заблаговременно некоторые явления и процессы, неизвестные ранее.

Научная деятельность (наука как процесс)

Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек - это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные в науке недостижима, это цель метафизики.

Роль науки в современном обществе

В наше время научно-технического прогресса жители планеты особенно ясно осознают значимость и место науки в своей жизни. Сегодня все большее внимание в обществе уделяется осуществлению научных исследований в различных областях. Люди стремятся получить новые данные о мире, создать новые технологии, улучшающие процесс производства материальных благ.

Метод Декарта

Наука сегодня выступает главной мира человеком. В основе - сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:

  • нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
  • нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
  • требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
  • обязанность ученого - обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.

Этическая сторона науки

Особую остроту в современной науке приобретают вопросы, которые касаются взаимоотношения ученого с обществом, а также социальной ответственности исследователя. Речь идет о том, как в будущем будут применяться достижения, сделанные учеными, не обернутся ли полученные знания против человека.

Открытия в генной инженерии, медицине, биологии обеспечили возможность воздействовать целенаправленно на наследственность организмов вплоть до того, что сегодня можно создавать обладающие некоторыми заранее заданными свойствами организмы. Настало время отказаться от принципа свободы научного поиска, ничем не ограниченного ранее. Нельзя допустить создания средств массового уничтожения. Определение науки сегодня, таким образом, должно включать и этическую сторону, поскольку она не может оставаться в этом отношении нейтральной.