Святые отцы о духовной радости. Может ли христианин быть счастливым? Святые отцы о счастье

«Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо — Самого Бога!».

  1. « Идущий… путем Христовым всегда радуется ивеселится оДухе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога иСпасителя нашего Иисуса Христа» .
  2. « Почему… радость нанебесах бывает больше огрешниках, приносящих покаяние, чем оправедниках, которые несогрешили? Потому что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поелику печаль бывает утех, кои согрешили, топусть будет ирадость (им), когда они раскаиваются» .

Преподобный Ефрем Сирин

  1. « … Одни только те, которые полагают свою радость вГосподе, знают, как велика эта радость, инасколько она превосходит всякое сравнение» .
  2. « Если желаешь радости, неищи ниденег, нителесного здоровья, ниславы, нивласти, нивеселия, нироскошных трапез, нишелковых одежд, нимногоценных полей, ниблистательных домов иничего другого тому подобного, ноустремись клюбомудрию поБогу идержись добродетели; тогда ничто ниизнастоящего, ниизожидаемого несможет опечалить тебя» .
  3. « Радость… духовную иразумную производит нечто иное, как сознание добрых дел,— посему, кто имеет добрую совесть итакиеже дела, тот может постоянно праздновать» .
  4. « … Духовная радость честно иблагоприлично приводит душу вединение сБогом, наполняет сладостью также итех, кто находится стаким человеком всношениях» .
  5. « … Сильная радость часто сопровождается такимиже последствиями, какими ичрезмерная скорбь… ».
  6. «... Радость поБогу бывает продолжительна итверда, надежна ипостоянна, ненарушается никакими неожиданными обстоятельствами, ноеще более возвышается отсамых препятствий» .
  7. « Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они неуслаждаются никакими житейскими благами, аодним только Богом… » .
  8. « Веселиеже ирадость суть умножение скорби. Остерегайся думать орадости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда небудут иметь здравия души» .
  9. « Подобно тому как бесконечен Бог, так ирадость, которая исходит отБога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет иникогда неиссякает; нечестивыеже лишены такой радости» .

Святитель Иоанн Златоуст

Накануне праздников принято друг другу желать счастья. При этом, разумеется, счастье каждый понимает по-­своему. Например, когда одного молодого человека спросили: «Как стать счастливее?» - он ответил: «Нужно больше улыбаться, отдыхать, больше уделять времени себе и радоваться жизни». Разумеется, такой светский «рецепт» счастья не подходит для православного христианина. Стоит отметить, что тема счастья актуальна не только для светских, но и для верующих людей. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл, касаясь этой темы в своих выступлениях и проповедях, заметил: «Счастливы мы или несчастливы зависит от того, что у нас в сердце».

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Не так давно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-­психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Лоргус - ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье, или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь - это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье - это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-­то...» - то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто­-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-­то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса, «главная духовная задача - научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека», которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие - однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением - чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» - части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» - власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-­либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Познай себя

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, - это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, - наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое - убедиться в этом на практике.

Как­-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-­менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-­то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-­руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», - она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась...» То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот... Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус. Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, - результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника­-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель - поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея, некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими­-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога - показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, - то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых...» и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, - отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача - радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-­тремя своими близкими».

«Жизнь жительствует»

Как пишет отец Андрей, неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-­христиански - это Пасха. Воскресение Христово - это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина - это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера - вера радости и жизни».

Рецензии

Есть передача на ТВ Культура: "Правила жизни" называется. Так вот там о счастье рассказывают каждый день: о счастье пишут люди и их рассказы записанные транслируют! Никто еще не говорил о счастье с Богом, ни разу за год пока передача идет! Это может быть счастье рождения ребенка. Это может быть первая любовь и так далее. Ни какой меркантильности - типа, миллион денег заработать или клад с золотом найти за целый год не прозвучало! а представлять счастье людей так, как это делает священник! - сознательно принижая мнение людей - ему же и грех! Не в деньгах счастье - так скажет вам любой человек в мире, а уж тем более в России! И еслимниться тому священнику, что - вот,мол, люди все меркантильные - тогда он сам меркантилен до немогу, засвечки и за сгоревший воск переживает даже спать ложась - вот бы собрать воск-то да вновь на переплавку отдать, еще много свечек можно наделать! По себе людей судит! грех ему - меркантильному! А уж если изначально на ложной идее построено:"Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье".
Все его построение и все его выводы неверны! На песке строит! Кто ему сказал, что люди видят счастье в деньгах? Он сам придумал, потому что сам так мечтал - разбогатеть и думает, что все люди такие! Ужас и ужас - какой ему огромный грех будет - всех людей обвиняет - "они, видите ли, в деньгах счастье видят" - дурак и тот не в деньгах счастье находит! А священник на людей обвинение накладывает - они -грешные, типа? Кто поставил его судьею? Никакое исследование - проведенное институтами, учеными, психологами! - не подтвердит такую точку зрения. Тысячи людей опросили, сотни тысяч, и никто не видел счастья в деньгах и в богатстве!! Только этот священник - умней всех институтов и всех людей умней - он видите ли знает? Идиот! Грешник великий! Если он не принесет публичного покаяния и не извиниться перед людьми, которых осудил. (если есть мечтатели о богатстве - это психбольные).Гореть ему в Адском пламени! И вечно каяться будет! Факт!
а вам не следует на обман поддаваться! на ложном основании только ложные построения возможны! Феофана Затворника почитайте, если уж на то пошло!

Если совершенно непредвзято и спокойно философски анализировать статью Андрея, как некий комментарий к "Книге о счастье" православного психолога, то книга, как и статья автора, уникальна, интересна и потребна-востребована, особенно в условиях современного мира. А чтО мы наблюдаем в современном мире, например, зайдя в книжный супермаркет? Хаос мировоззрений и огромное множество "учителей жизни". А чему учат современные "учителя жизни"? По этому вопросу я много раз иронизировал, взирая на книги современных американских писателей-психологов, которые внушают читателям, именно, меркантильно-прагматический интерес к жизни, примешивая к этому "интересу" еще и веру в Бога. Типа того, что будете верить Богу и будете богатыми и счастливыми, и у вас все будет в том числе и деньги, как средство к богатству. Т.е., исходя из традиции американского прагматизма, на поверку выходит чисто потребительское и корыстное отношение к Богу. Возникает закономерный вопрос: а какие методы и средства предлагают и внушают читателям современные "популярные" психологи, а самое главное, какие цели они ставят и возбуждают у читающей публики. Ответ прост: эти средства, методы и цели современных психологов во многом не то что противоречат христианскому мировоззрению, особенно православному, но вообще пропагандируется лжехристианское мировоззрение. Вот в чем проблема современности. И данная книга православного психолога и статья автора есть лишь малый вклад в копилку жизни, как альтернативное прочтение и понимание Жизни именно с христианской православной точки зрения, как альтернативное всему тому "морю"-множества "учений" в современном мире. Вот в чем корень и зерно сей статьи - миссионерский и просветительский, как показать раношерстной светской публике на примере понятия "счастья" совсем ИНОЕ, альтернативное понимание "счастья в жизни", исходя из ОСНОВ Православной традиции и мысли.

Теперь касательно рецензии автора Сергия.
Что сразу бросается в глаза, так это агрессивность и озлобленность автора рецензии. Возникает вопрос: почему такой тон и пафос рецензии? Если автор рецензии придерживается атеистического мировоззрения, то тогда нужно ЧЕСТНО с этого и начинать разговор, как с Точки своей определенности и критиковать, и полемизировать. Между прочим, и атеисты бывают совершенно разные, ибо если человек действительно приобщен к традиции мировой Философии, то он никогда не напишет в таком духе озлобленности, как это написано автором рецензии.
Например, философ мог бы заметить в рецензии, как:
"если в "культурных передачах" никто еще ни разу не говорил о счастье с Богом, то это отнюдь не значит, что нет Опыта постижения того, что в мире светском называется как "счастье". Что такое "счастье" как категория светского понимания? Очевидно, что это понимание, как обширное и неопределенное, так и весьма относительное. Что такое счастье в свете светского житейского понимания некоторых моментов жизни человека? Именно, как нечто весьма относительное и туманное. Ибо наряду со светским пониманием "счастья" приходит иное понимание как тревога, забота и отчаяние. И в этом смысле, философ по праву может обратится к библейской книге "Екклесиаста" за постижением мудрости, в которой сказано, что все в мире суета сует и что сам мир, как явление, есть нечто преходящее и относительное. И, между прочим, самое светское слововыражение как "счастье рождения ребенка" весьма корявое в сопоставлении с полноценным и ясным выражением как "Радость рождения ребенка"; Радость, как понятие и переживание, указующее на конкретное глубинное чувство души человека. И это одно, а второе, что в мире во все века до христианства было много рождений, но только Христианство ОТКРЫЛО Миру истинное ЗНАЧЕНИЕ такого понимания, как "РАДОСТЬ Рождения", "РАДОСТЬ Рождества Младенца". И это ОТКРЫТИЕ-ОТКРОВЕНИЕ Христианства есть метафизического масштаба и глубины, перевернувшее мир, которое даже несопоставимо ни с какими научными открытиями по своему значению, касательно расширения и углубления ГОРИЗОНТОВ мировоззрения у человека хоть две тысячи лет назад, хоть человека современного.

И, между прочим, мудрость А.С.Пушкина гласит в запечатленном слове:
"На свете счастья нет,
Есть лишь покой и воля..."

И мудрость слова Пушкина возможно перефразировать так, как гений Б.П.Вышеславцева сформулировал ОТКРЫТИЕ Р.Декарта:
"Мир сомнителен - Бог несомненен"...

Или по другому перефразировать слово Пушкина:
"В сем мире счастья нет (в светском понимании),
Есть лишь Любовь и Радость Божья..."

Стоит заметить, что А.С.Пушкин и Серафим Саровский жили в одно время, но одновременно в разных мирах. И как поразительно Пушкин в своей мудрости совпадает с жизненастроением Серафима Саровского, из которого шло излучение любви каждому приходящему в слове: "Радость моя...".

Согласитесь, что как коряво и действительно в некотором смысле меркантильно-эгоистично звучало бы "счастье мое..."?..

И еще этимологически сопоставляя: "счастье-несчастье" рядом ходят и порой частенько пересекаются.

Иронизируя, можно сказать, что как коряво будет звучать такое предложение:
"какое несчастье" что автор рецензии не понял автора статьи.
Вместо этого есть более точные и определенные слововыражения как "к сожалению", т.е. как "со-жалостию" к человеку.

Вот и у меня вырывается сказать к автору рецензии, как лишь: к сожалению...
К сожалению, автор рецензии не понял сути статьи, в которой корректно и мягко обозначена РАЗНИЦА между пониманием "светского счастья" и религиозно-церковным пониманием "РАДОСТИ"...

Сожалею и я. Что не смог выставить сюда ссылки. Придется словесную вести пояснительную работу! Потому что у меня, на самом деле нет злости и\или агрессивности. Просто уже черезчур много на себя берет представитель религии. Независимо от названия религии: шаманизм, вуду, кришнаиты, свидетели иеговы, или священники и ксендзы с пасторами, - все осуждающе относятся к атеистам! Факт. Сжигали на кострах, травили ядами и даже газ в метро пускали - те же религиозные, уповающие на Бога! Факт! Положительного пока не видно ничего: кроме того, что последние деньги бабушек забирать за свечки и мифические богослужения! службы. Ничего религия не дает! И не надо себя выгораживать: мы не такие, мы "православные" - как были нахлебники, факт, так и есть! тот же Пушкин попов ругал, а известный классик сказку написал: Про работника Балду и попа Талаконного лба! А еще Остап Бендер отбил у ксендзов своего компаньена. И тут же Ильф и Петров показали сущность счастья попа в Советское время: "свечной заводик построим и заживем"! Или это все даром! Это всё факты из жизни. И нет тут злости к людям больным: религиозность - это болезнь-атавизм!
http://www.сайт/2013/08/16/1321 Это рассказ о Матушке Любови, из реальной нашей жизни.

Почти во всех поздравлениях, тостах и просто пожеланиях звучит слово «счастье». Оно очень важно для людей, хотя каждый определяет его по-своему.

А в Евангелии, книге, которая говорит в самом важном для человека, слово «счастье» не употребляется ни разу. Сегодня мы беседуем с о. Евгением Попиченко о том, стоит ли верующему человеку думать о счастье.

О. Евгений, что такое счастье? Очень хочется понять и достигнуть...

В одном институте благородных девиц было дано задание написать сочинение о счастье, и одна девушка написала:

«В чем счастье? В жизненном пути,
Куда велит твой долг идти.
Врагов не знать, преград не мерить.
Любить, надеяться и верить».

Это сочинение получило отличную оценку, а затем было вывешено на видное место. Когда архиерей, бывший с визитом в институте, увидел это сочинение, то он поставил еще одну пятерку. Это стихотворение Аполлона Майкова, и оно совершенно четко определяет состояние счастья. Во-первых, счастье - найти свой жизненный путь, ведь каждому человеку Господь дает талант, определяющий призвание человека. Господь вызывает личность из небытия своим дыханием, создавая уникальную, неповторимую душу с вложенным в нее смыслом. Каждый человек рождается с определенным замыслом о нем Бога: кто-то должен стать хорошим отцом, кто-то воином, кто-то врачом. А кому-то Господь дает сразу несколько талантов. И одно из самых важных событий в жизни человека - понять замысел Бога о нем, к чему призывает Бог человека.

В стихотворении сказано «куда велит твой долг идти», но мы можем сказать «куда велит Господь идти».

«Врагов не знать» - это очень важное качество или достижение личности. И речь здесь не только об умении прощать другим или жить с людьми в мире и согласии. Хотя нам трудно научиться жить, как советовал св. Амвросий Оптинский: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». То есть жить в мире, жить кротко и смиренно, не наживая врагов, но еще труднее достигнуть внутреннего мира с самим собой. Ведь самый главный враг для человека - он сам. Столько зла, сколько мы делаем себе, никакой недоброжелатель нам не делает. «Преград не мерить» - уповая на промысел Божий, доверяя Богу, спокойно встречать все испытания и трудности. Не печалиться: «Это выше моих сил, я так не могу!», но смиренно рассуждать: «Господь не посылает испытаний сверх меры. Эти трудности мне на пользу. Слава Богу за скорбь и за радость». Наверное, многие наши читатели знают совершенно потрясающий акафист, написанный в середине 20 века священником, пострадавшим за веру «Слава Богу за все».

Короткий, понятный и доступный, он был написан в невероятно сложных условиях концентрационного лагеря. Оказывается, что счастье не зависит от положения человека, от состояния его здоровья или кошелька. Оказывается, что человек может не только быть счастливым в концлагере, но и другим людям дарить тепло, поддерживая и спасая их в скорбях.

«Любить, надеяться и верить» - три христианские добродетели, без которых не только счастье невозможно, но и просто нормальная жизнь.

Мир изменился со времен институтов благородных девиц. Изменилось ли представление о счастье?

В современном мире понятия о счастье очень приземлены. Люди, которые говорят о том, что такое счастье, часто занимаются демагогией. Они говорят правильные вещи, но лукавят, так как на самом деле всей душой стремятся совсем к другому. Человек может провозглашать, что для него счастье заключается в его семье и детях, а жизнь его не выстраивается так, чтобы его семья действительно принесла ему счастье.

Например, недавно мне пришло письмо, в котором женщина жалуется на своего мужа, что он плохо себя ведет, ругается и оскорбляет ее при детях. При этом она отмечает, что когда они только собирались пожениться, он был хорошим, а хамом был его отец. И возникает вопрос, почему же она не задумалась о том, что яблоко от яблони не далеко падает? Если ты хочешь узнать, каким будет твой муж через двадцать лет, посмотри на его отца. И если ты хочешь создать нормальную крепкую семью, то почему ты не думаешь о будущем, и почему на твое решение влияют страсти, желания и даже страх одиночества.

Чаще всего человек, воспитанный в ценностях общества потребления, хочет совсем уж маленького счастья. Его интересует только то, что позволит ему больше потребить. Здоровье - чтобы больше усладить свое тело (выпить и съесть, куда-нибудь съездить, получить дозу адреналина), семья - чтобы удовлетворить свои социальные амбиции (семья как критерий успешности), вещи, необходимые для комфорта, и так далее.

Падшее человечество живет плотской жизнью, ставя материальные ценности выше духовных, и снижая уровень духовных ценностей. Помните описанный в Евангелии случай исцеления бесноватого в Гадаринской стране, стоившей местным жителям огромного стада свиней в две тысячи голов. Вот они пришли к Иисусу и увидели, что бесноватый, которого они боялись, который причинял им столько хлопот, что пытались даже посадить его на цепь, который был несчастен и болен, теперь исцеленный сидит у ног Христа. Изгнать бесов мог только Сам Господь, поэтому местные жители, понимая, что они стоят перед Богом, все взвесили и рассудили, попросив Христа покинуть их страну. Богу они предпочли маленькое «свиное счастье»! Тут слово «счастье» можно легко заменить на «удовольствия». Причем это удовольствия самые примитивные и низменные, удовольствия от греха. Но если мы задумаемся об истинном счастье и обратимся к словам Христа, то мы услышим о блаженствах: блаженны нищие духом, плачущие, алчущие, блаженны гонимые за Христа - люди, которые находятся в каком-то некомфортном состоянии с точки зрения мира. Мы сталкиваемся с парадоксом - дружба с миром и стремление к «комфортному счастью» является враждой против Бога.

Человек, который действительно хочет в этом мире «душу свою сберечь» (поуютнее обустроить жизнь своего тела, поработать на исполнение своих неиссякаемых желаний), в вечности потеряет ее. Потому что слово Божие непреложно: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

В духовных наставлениях подвижники постоянно говорят о том, что не следует желать земных благ, так как они изменчивы, и нельзя привязываться к ним, так как они закрывают для сердца Бога. Неужели в земной жизни совсем нельзя найти счастья?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».(1 Ин. 2, 15-16) Все это мираж...

Семья, дети, работа - все это миражи? Ведь это тоже земные блага!

Это земные блага, которые Богом заповеданы людям. Есть заповедь «плодитесь и размножайтесь», есть заповедь «хранить и возделывать рай». И труд поставлен Богом как условие достижения вечной жизни. Мы же не об этих благах говорим, а о грехе, который сегодня миром возведен в ранг наиглавнейших ценностей, который, к сожалению, подменил у людей представление об истинном счастье. Вокруг человека очень много хорошего и настоящего, но его почему-то тянет к плохому, греховному, которое и выдается за норму.

Когда общаешься со светской молодежью, то часто слышишь недоуменный вопрос: «А как Вы смогли от всего отказаться?». Интересно, что они понимают под «всем»? Когда человек становится священником, он ведь не отказывается от всего, у него есть семья, есть друзья, у него есть возможность ходить в кино, на концерты, гулять, общаться и так далее. Под «всем» понимаются грехи, причем грехи плотские. Есть такая комическая история о том, как на прощеное воскресение батюшка вышел на амвон и перед всем приходом произнес: «Простите меня, согрешил я перед вами». А через неделю стал замечать, что как-то на него прихожане косо смотрят, сторонятся. Стал выяснять причину такого поведения и оказалось, что «грех» был понят прихожанами как грех блудный (батюшка «сходил налево»). Так что представления о грехе такие же узкие, как и о счастье.

Когда дьявол искушал Христа, то он также прельщал Его маленьким земным счастьем. Он предлагал Христу превратить камни в хлеб и насытиться (похоть плоти). Он предлагал власть над миром, прибегая к оружию тщеславия (похоть очей, видение себя над остальными людьми в ореоле славы). И третье искушение - искушение гордостью, когда он убеждал Христа броситься со стены храма, чтобы ангелы подхватили Его и понесли. Так же и сегодня человек под счастьем понимает сытость тела, положение в обществе и, к сожалению, он на этом не останавливается и хочет быть богом и делать все, что ему захочется.

Как же дать людям правильное представление о счастье? Как объяснить, что если все постараются добиться именно такого счастья, то никакого счастья не будет, а будет война за кусок, глоток, квадратный метр и так далее. И при этом все будут чувствовать себя обделенными.

На самом деле для счастья нужно совсем немногого. Господь ведь так и говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6, 28-29).

Все усложняют наши прихоти: человеку нужна вода, а ему хочется пивка, нужна крыша над головой, он стремится купить третью квартиру, нужна одежда, а шкаф его ломится от сотен вещей, которые он никогда и не оденет. Лукавство дьявола, который соблазняет человека потакать этим желаниям, состоит в том, что прихоти невозможно удовлетворить, невозможно этим насытиться. Элементарный закон развития страсти гласит: чем больше ее удовлетворяешь, тем ненасытнее она становится. Чем больше денег копишь, тем больше «не хватает для счастья». Если человек принимает наркотик, то с каждым разом доза должна быть больше, чтобы доставить наркоману удовольствие. Чревоугодник желает испробовать все редкие блюда в ресторанном меню, а сребролюбец ходит по магазинам в поисках возможной покупки.

В результате жизнь проходит в беспрерывной гонке: «вот еще немного - и я продвинусь на такую-то должность, получу еще одну научную степень, отложу на банковский счет такую-то сумму денег... А в результате жизнь заканчивается, и человеку так и не удается испытать «счастья», потому что он умудрился пройти мимо самого главного - любви к Богу и любви к ближнему. Потому что невозможно любить ближнего, если весь твой мир выстраивается вокруг твоего эго.

Почти каждый день к священникам подходят родители, которые жалуются на избивающих, колющихся, хамящих, блудящих детей. От священника они ждут средства, при помощи которого они смогли бы быстро и эффективно изменить своего ребенка. «Как произошло, что ваш сын стал таким? Ведь хамами, драчунами, наркоманами не рождаются, а становятся, эти состояния - результат воспитания». Отвечают: «Когда же мне было его воспитывать, если мы постоянно работали?!». И хочется спросить: «Кому нужна была эта работа? Ты стремился получше одеть, посытнее накормить, почаще вывезти на отдых свое чадо, забывая о ценности общения, о необходимости воспитания. Счастлив ли ты сейчас?». Да лучше вместе с ребенком переносить жизненные трудности, чем уйти в работу и сейчас, потеряв своего ребенка, пожинать горькие плоды своей деятельности. А плоды - это побои, воровство, постоянное физическое и духовное насилие.

Человек, находящийся в плену какой-то страсти, воспринимает других людей либо как оружие, либо как помеху для ее удовлетворения. Поэтому для карьериста подлость при продвижении по службе - необходимость, привносящая в его жизнь радость и азарт. Поэтому для наркомана вынести телевизор из родительского дома - мелочь, которая не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит внутри него самого. А ведь Господь заповедовал почитать отца и мать, и только тогда жизнь твоя будет долгой и счастливой.

Мы же сегодня удивляемся короткой продолжительности жизнь людей в России и кавказским или японским долгожителям. На что только не списывают короткую жизнь: и на плохую экологическую обстановку, и на городской образ жизни. И будто бы на Кавказе чистый воздух и козье молоко, поэтому они живут подолгу. Дело не в козьем молоке, просто они учат своих детей почитать родителей. И, естественно, Господь вознаграждает их долголетием. Другого пути нет. Если же человек хамит своим родителям или находится в рабстве другой страсти, то какое бы у него ни было «бычье» здоровье, его жизнь будет короткой и несчастной. Мы все больны, у каждого своя страсть-мучитель, отдающая нас в рабство миражей. Достигая такого миража, мы оказываемся перед пустышкой, потому что шли без Бога, и Бог не был целью нашего пути.

Счастье без Бога совсем невозможно?

На мой взгляд, счастье - это соучастие Бога в моей жизни, и мое соработничество Богу, синергия, соединение воли Божией и воли человека. Бог есть любовь, благо, жизнь и свет. Поэтому несчастлив человек, который не ставит Бога в центр своей жизни.

Одна из версий происхождения слова «счастье» - от греч. Eudaimonia - хороший удел, божественное покровительство (eu - добро, daimon - божество). «Счастье» близко и к «Причастию». «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его и это все приложится вам» (Мф. 6, 33) - вот совершенно четкая программа достижения реального счастья. Достаточно посмотреть фотографии людей, которые искали Царствия Божия несмотря на тяжелейшие условия жизни, чтобы увидеть, как светятся их глаза. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10). И действительно, к святым Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и многим другим, уходившим в пустынные места, не имевшим ничего материального, приезжали богатые и сильные мира сего, чтобы хоть немножко согреть, напитать и напоить свою душу из чистейшего источника, и уходили облагодатствованные. Состояние неземного счастья вырвалось в восклицании апостола Петра во время Преображения Господня: «Равви! Хорошо нам здесь быть!» (Мк. 9, 5). Многие, ощутив такое блаженство, хоть чуть-чуть прикоснувшись к настоящему счастью, бросали свою любимую работу, продавали имение, предпочитая Истинное просто хорошему.

Переживание блаженного состояния святыми или ощущение счастья у мирских людей очень похожи (освобождение от рабства, полет, легкость, необыкновенная полнота, радость и так далее). Стремление к такому состоянию заложено во всех людях?

Конечно, ведь человек создан для вечного блаженства. Господь, создавая человека, видит в нем наследника Царства Небесного, поэтому в нас заложен призыв «быть сыновьями и дочерьми Божьими». Кроме того от Адама до современного человека сохраняется генетическая память об Эдемском блаженстве. Поэтому человек никогда не успокаивается в своих поисках счастья. Часто ищет не там, но ищет упорно. Человек создан от полноты любви и для любви. Вообще любовь, когда человек любит или его любят - это наиглавнейшее условие счастья. Хотя у современного человека выявляются большие проблемы и в правильном понимании любви. Например, приходит ко мне молодая пара с просьбой венчать их. И на мой вопрос: «Зачем?» девушка отвечает: «Я хочу быть счастливой». Практически ни разу я не слышал ответ: «Хочу так прожить жизнь, чтобы сделать счастливым любимого человека». Беда в том, что люди ориентированы на то, чтобы получать.

Но Господь же сказал, что блаженнее отдавать, нежели получать. Возвращаясь к заповедям блаженства, нужно отметить их парадоксальность: блаженны не те, кто приобретают, руководят и круглосуточно веселятся, но блаженны нищие, плачущие и отдающие. Понятно, что здесь невозможно мирское понимание, например, плача как плача от обиды, неудовлетворенной злобы или недовольства жизнью, или от нищеты, от низкой заработной платы. Вообще для мирских людей «блаженство» кажется сумасшествием, безумием. Но именно через стремление к блаженству, через отдачу человек взращивает в своем сердце необходимые для блаженной жизни качества.

Любовь?

«Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22) - вот составляющие счастья, поэтому этот отрывок читается в дни памяти преподобных, тех, которые уподобились Богу, воспитавшие в себе эти качества, плоды Духа Святого.

По слову св. Иоанна Златоуста, Господь призывает человека: «Человек, Я дал тебе прекрасное тело, но Я даю тебе власть создать себе нечто большее. Создай себе прекрасную душу». Нам все дано, но что мы из этого вырастим? Преподобные как раз могут и должны быть для нас учителями и ориентирами. А ведь люди, воспитанные телевидением даже и не знают о таких ориентирах, думая, что Березовский, Киркоров и Обама являются самыми счастливыми людьми. Мир позиционирует этих людей как представителей счастливого общества. Они всегда улыбаются, вокруг них все сверкает и переливается всеми цветами радуги, они находятся «у кормушки». Человек, судящий о мире поверхностно, увлекается этими примитивными мифами и подражает своим кумирам. Если кумир разводится (а они обычно хронически разводятся), то и мне можно сменить вторую половинку на более «свежую», если кумир выпивает, то и мне без этого невозможно... Иллюзион, затмевающий разум и заставляющий человека отталкивать то самое лучшее, что дает нам Господь.

Сегодня чаще можно услышать, что счастье - это избавление от несчастья, жизнь без бед и скорбей. Православные же напротив огорчаются, если в их жизни нет скорбей. Человек без скорбей забыт Богом. Бог совершенствует и спасает человека через страдания.

Да, понимающие Евангелие православные люди, конечно, переживают об отсутствии испытаний: «Бог меня забыл, потому что я в этом году не болел». В Ветхом Завете есть уникальный пример того, как человек через терпение несчастья достигает большего совершенства - Иов. Страдая, будучи праведником, он является прообразом Христа. Через него посрамляется диавол, который утверждает, что вся праведность Иова основана на том, что Бог все ему дал. Но когда у Иова отнимается все (дети, имущество, здоровье), он не предает Бога и сподобляется большей славы.

В фильме «Доживем до понедельника» мальчик пишет «Счастье - это когда тебя понимают». То есть счастье заключается в общении с людьми, в соучастии в жизнях друг друга. Может ли человек быть счастлив без людей?

Наверное, не может. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт.2, 18). Будучи один, Адам не был счастлив. Посмотрев по сторонам, он не нашел среди животных существа близкого ему по духу. И Господь творит Адаму жену.

Кстати, отшельничество часто не приветствуется монашествующими. Считается, что в затвор может уходить только тот человек, который уже долго прожил в общежитии, среди братии, который укрепился в духовной борьбе. Потому что одинокого человека диавол искушает еще сильнее, чем человека, живущего с монашеской братией. Жизнь с людьми помогает человеку выявлять и видеть свои страсти. Невозможно человеку «тихо сам с собою» быть счастливым, даже если человек пребывает в общении с Богом. Ведь любовь к Богу выражается в любви к ближнему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40) и «если ты не любишь ближнего, которого видишь, то как ты будешь любить Бога, Который невидимый». (1 Ин. 4, 20).

О. Евгений, что Вы пожелаете нашим читателям в конце разговора о счастье?

Ищите прежде всего Царствия Небесного! Если вы будете искать Божьего, то Господь будет Сам заботиться обо все остальном, и о здоровье, и о работе, и о жилье, и о хлебе насущном. Все наши «проблемы со счастьем» заключаются в одном - в нашем недоверии Богу. Мы не верим, что Господь о нас позаботится лучше, чем мы сами. Мы не верим в возможность настоящего счастья, поэтому ничего не делаем в этом направлении и счастья не достигаем. Давайте уже поверим!

P. S.: Мы поговорили о счастье с о. Евгением, но в душе осталось ощущение недоговоренности, неразрешенности некоторых вопросов. Вот есть счастье (мирское, маленькое и так далее), а есть блаженство. Между ними не то что большой зазор, но целая пропасть. Действительно, блаженство - это истинное счастье, а мирское счастье чаще всего сводится к примитивным удовольствиям...Чаще всего, но не всегда! Ведь в людях есть образ Божий, а значит и жажда Бога. И если люди не верующие, то жажда Бога превращается в стремление к «высоким идеалам» и «вечным ценностям». Отправляясь на первую лекцию в университет, я решила воспользоваться служебным положением и узнать, что же думает среднестатистический студент-технарь о счастье и смысле жизни. В разгар пары я попросила вырвать из тетрадки лист бумаги и задала свои вопросы... Многие написали что-то очень распространенное, о том, что «смысл жизни в любви». Но что они вкладывали в это слово? Кто-то в скобочках уточнял, что «важно найти свою вторую половинку». А кто-то расплывчато утверждал «любовь вообще, а не только к мужу и детям».

Две работы из полусотни других провозглашали традиционные семейные отношения: «Для меня счастье - когда у тебя есть родители, которые живут вместе. Мы с рождения в долгу перед ними и нужно не забывать о них никогда»; «Счастье - это когда вся семья собирается вместе за трапезой у бабушки; когда никто не болеет, когда в учебе и на работе дела идут отлично, когда рядом с тобой верные друзья» - написал целостный человечек, от широты души включивший в «свой» мир и друзей и работу и однокурсников.

Были среди прочих и просто жизнерадостные работы: «Счастье - это когда ты живешь и радуешься этому, когда ты начинаешь каждый твой день с улыбки и тебе хочется выйти из дома на улицу и улыбаться прохожим, как дурак, потому что тебя ждет что-то новое и интересное».

В этих простых словах есть ожидание того, чего еще нет, такая своеобразная вера в мир и в окружающих людей, которые, с точки зрения автора, еще не раскрыли все свое богатство. Мир интересен и удивителен, а человек готов к открытиям, исполнен надежды и решимости чтото делать для других: «Счастье - это состояние душевного покоя и благополучия, при котором ты уверен в себе, своих близких, и доволен жизнью в своей стране» ; «Счастье - это награда за труд».

Вот таких неравнодушных, неокамнелых людей можно найти среди молодежи, сознание которой во многом затуманено современной мирской культурой. Но все же они, - мечтающие, горящие, думающие - часто оказываются в плену у привитых им стереотипов мировосприятия, за пределы которых им выйти очень трудно. Хорошо, если стереотипы (пусть даже самые неглубокие и распространенные) привносят в душу молодого человека что-то положительное...но ведь бывает и наоборот, когда человек начинает позитивно утверждать что-то совсем низменное и пугающее: «Смысл жизни в удовольствии, поэтому счастье - это много шоколада и хороших людей вокруг» - пишет девушка, легкомысленное «счастье» которой и достигается легко - достаточно только устроится на конфетную фабрику и вокруг будет много шоколада и людей.

«Счастье - это общение с друзьями и нескончаемая еда (особенно, если деньги на еду зарабатывают родители)!» - пишет молодой человек и прибавляет. - «Для меня смысл жизни в том, чтобы она пролетела».

Как же она может пролететь? Может быть, в делах, может в поисках... Нет, все гораздо страшнее: «Смысл жизни - прожить жизнь так, чтобы было стыдно рассказывать, но приятно вспоминать».

Трудно выстроить нормальную жизнь на такой смысловой основе, трудно делать выбор и, тем более, трудно догадаться, что за выбор, за свои поступки человек обязательно будет отвечать. Когда же выбор между удовольствиями опротивеет человеку, то и этот фальшивый «смысл» и ложное «счастье» будут окончательно утеряны: «Смысла жизни, в общем-то, нет!!! Может быть, мы его ищем, а находим очень поздно, в момент смерти, и уже не можем им воспользоваться или передать его кому-нибудь» . В этих строчках запечатлена правда, которую семнадцатилетний автор, наверное, до конца не осознал. И если придерживаться подобных принципов жизни, то человек всей своей жизнью докажет эту правду.

Задала студентам сложные вопросы, а теперь сама задаюсь еще более сложными: какая незамеченная никем беда случилась с этими детьми, которые больны такими взрослыми заболеваниями? Что вкладывали в них взрослые, что сейчас только некоторые могут радоваться простым вещам? А ведь этим простым вещам - солнцу, небу синему, друзьям, родным, листопаду, вкусному арбузу - тоже нужно уметь радоваться...и благодарить Господа за то, что Он щедрыми дарами поддерживает и ободряет нас. Ведь как бы мы страдали и отчаивались, если бы Господь лишил нас этих утешений. Поэтому нужно радоваться и благодарить, ведь Он одаривает нас не за наши заслуги, а по Своей Любви!

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

В издательстве Никея выходит «Книга о счастье» психолога, священника Андрея Лоргуса. В отличие от прочей литературы на данную тему, эта книга не дает готовых рецептов успеха и благополучия. О чем же она и почему именно сегодня появилась необходимость взглянуть на счастье с христианских позиций, отец Андрей рассказал Правмиру.

Отец Андрей, почему вдруг счастье? От священника ждут проповедей о спасении души, открытия духовных истин. А вы вдруг взялись писать на такую приземленную, я бы даже сказала бытовую тему.

Для меня это тема принципиальная. По моему мнению, прежде чем человек воспринимает высоты духа, у него должна быть достаточно крепкая жизнелюбивая, жизнестойкая позиция. Тогда он способен и на милосердие, и на какие-то лишения, даже на аскезу. Чтобы принимать их открыто и добровольно, необходим некий ресурс, щедрость души. И мне бы хотелось, чтобы таким ресурсом было естественное для христианина ощущение счастья земной жизни.

- Вы считаете, что любой человек рожден для счастья?

Человек сотворен для блаженства, для меня это очевидно. Счастье можно рассматривать как некоторую проекцию человеческого совершенства и блаженства в том образе, в каком его первоначально задумывал Господь. Для меня счастье - это духовное понятие. С той бытовой, вульгарной, глянцевой картинкой, о которой вы говорите, оно не имеет ничего общего.

Не призвать, а скорее обосновать с христианской точки зрения, что быть счастливыми - в наших руках. Любой человек может быть счастлив. Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь - служение страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться духовным опытом человека, а не являться слепым следованием стереотипам. Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это психопатологический выбор. Страдание как мазохизм. Вот в чем беда. Очень легко травмированному человеку навязать страдания - он к ним привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с неисцеленной душой.

Есть мнение, что христианин не должен стремиться к счастью. Даже наоборот. «Наивероятнейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество находящих на этого человека скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению святых отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку» - это высказывание игумена Никона Воробьева.

Мы с вами сейчас говорим о разных уровнях бытия. Если речь идет о высшем аскетическом пути - да, конечно, все верно. Но не для всех. Проблема русского Православия в том, что высочайшие аскетические открытия, сделанные святыми отцами, такими, как Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, были вынесены «на площадь». Они превратились не в опыт старцев, а в лозунги, в идеологемы, которые стали применять к обыденной христианской жизни. Это очень опасно, особенно для неофитов, а в наше время большинство прихожан - неофиты. Для таких людей нужна «молочная пища». И говорить с ними «лозунгами» святых отцов - это все равно как инвалиду-колясочнику рекомендовать побольше ходить пешком, чтобы у него пролежней не было.

Травмированные советской эпохой люди, которые еще не знают толком, что такое жить, потому что в основном они не жили, а выживали - им говорить про страдание? Надо понимать, где какие максимы уместно применять. Да, в монастыре, помолившись, натрудившись, сев после вечерней службы в узком кругу учеников, почему бы и не поговорить о страдании? А бедной матери, которая в одиночку растит сына, работая на трех работах, а тот с головой пропадает в компьютере - ей говорить о страдании? Это издевательство над человеком.

Вам не кажется, что слово «счастье» у нас в обществе почти табуировано? Во всяком случае, к нему очень напряженное отношение. О счастье легко говорят абстрактно, а вот сказать о себе самом «Я счастлив» очень сложно и даже страшно. Почему так?

Потому что в сознании нашего народа бытует такое неосознанное убеждение, что счастливым быть стыдно. И это понятно. Ведь общество нельзя назвать благополучным, в нем много несправедливости, унижений. На этом фоне всеобщего страдания быть счастливым значит быть вором, обманщиком, преступником. Все страдают, и вдруг кто- то говорит: «Ребята, давайте будем счастливы!» Я не удивлюсь, если моя книга вызовет раздражение. Но времена меняются. Ведь еще лет десять назад писать об этом было просто невозможно. А сейчас возможно. Потому что после перестройки уже выросло новое поколение, те, кто родился после 85 года. Они не понимают, что такое советская власть, у них уже почти не травмированная политическим строем психика. И это поколение хочет жить позитивно, радоваться жизни, хочет эту жизнь преумножать, верить в простые гражданские, социальные блага и выстраивать свою жизнь не на основе страданий и выживания, а на основе далеко идущих жизненных стратегий. А без позитива такие стратегии не формируются. Позитив, жизнелюбие, жизнестойкость напрямую связаны с эмоционально-духовным состоянием счастья. Поэтому новое поколение как раз нуждается в оправдании счастья.

- Вы видите разницу поколений среди своих прихожан?

Она очень заметна. Молодые ищут новых знаний, они приходят в церковь с книжками, обращаются с вопросами. Они не согласны просто так ходить на службу и ни о чем не думать. Они настроены на духовный поиск. Это не значит, что вопросами счастья не задаются люди старшего поколения. Но им ответ дается намного труднее. Я могу привести в пример свою маму. Когда ей было 10 лет, ее мама - моя бабушка - ежедневно жила в ожидании ареста и готовила к нему мою маму примерно такими словами: «В коридоре висит мешок. Как только за мной придут, ты, пожалуйста, не плачь, бери этот мешок и иди в Лялин переулок. Там живет Вера, будешь жить у нее».

Вот так ребенок с 10 лет жил в ожидании, что маму заберут навсегда, а больше у нее никого из близких не было. Можно представить, в каком окостенении, в каком омертвении живет душа девочки с 10-летнего возраста. Может она быть счастливой? Она сейчас меня спрашивает: «Ты куда едешь?» Я говорю: «На Святую землю». «Зачем? Ты уже там был». - «Мама, бывать там - это счастье!» Она смотрит на меня с удивлением, она не понимает этого слова.

Тем не менее, люди возраста моей мамы тоже спрашивают, может ли быть христианство с улыбкой, со счастливым лицом. У православных принято издеваться над протестантами, которые улыбаются до ушей и обращаются к человеку с приветствием «Бог любит тебя». Мы над ними смеемся. На самом-то деле это они смеются над нами, когда смотрят на наши унылые христианские лица. И задают вопрос: «По-вашему, по-православному, Христос победил смерть или нет?»

- Для ощущения счастья важно знать, что Христос победил смерть?

Во многих страхах человеческих живет страх смерти. И если страх смерти не преодолен, человеку трудно быть счастливым. А преодолен он может быть только твердым сознанием, что смерти нет, что все мы приготовлены к жизни вечной и что она существует для каждого человека.

А у меня иногда такое впечатление, что счастье - это простая биохимия. Вот у человека вырабатывается достаточное количество гормона радости - и он счастлив несмотря ни на что. А не вырабатывается - и ничто не радует.

Счастье - это действительно другая психофизиология. Только причинно-следственная связь иная. Жизнелюбие в норме может быть у каждого человека. И оно дает свою проекцию на физиологию. У жизнерадостного человека и здоровья больше. У здорового духа здоровое тело. Посмотрите на маленького ребенка - он улыбается, потому что ему просто «хорошо быть». Вот так и нормальному человеку может быть «хорошо быть».

- Счастье и душевная гармония - похожие вещи?

Я не знаю, что означает слово гармония по отношению к человеческой душе. Я бы сказал проще. Состояние некоторого баланса, сбалансированность духовных сил - это условие счастья. Потому что состояние страстности несовместимо со счастьем.

- Верующий человек может быть счастлив, потому что он верит в то, что Господь его простит?

Для верующего христианина важнее всего, что Христос победил смерть! Верующий человек обретает бессмертие. Это не его личное бессмертие, это всеобщее бессмертие. Вот самое главное, самое первое условие счастья, на мой взгляд. А второе - да, оказывается, я могу быть прощен! Особенно для тяжелого грешника это бывает радостным открытием. Тому, кто очень настрадался от своих грехов и своей вины, это может дать очень сильное переживание счастья.

- Но ведь он может и не быть прощен.

Ключевое слово - «может». Здесь нет никакого долженствования. Господь не должен прощать, Он может простить. Но на самом деле Он уже простил на кресте все прегрешения человеческие, и теперь все зависит от человека.

Беседовала Евгения ВЛАСОВА

Ваша помощь сайту и приходу

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 115) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (329) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 058) Вопросы священнику (487) Изображения (260) Иконы (569) Иконы Божией Матери (121) Проповеди (1 223) Статьи (1 981) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (182) Любовь, брак, семья (80) Материалы для воскресной школы (420) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (49) Дидактические материалы (79) Игры (34) Изображения (49) Кроссворды (30) Методические материалы (49) Поделки (27) Раскраски (15) Сценарии (12) Тексты (104) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (544) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (395) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 214) Библия (1 012) Закон Божий (985) Миссионерство и катехизация (1 695) Секты (7) Православная библиотека (498) Словари, справочники (56) Святые и Подвижники благочестия (1 937) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (101) Храм (173) Устройство храма (1) Церковное пение (36) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 783) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (493) Радоница (10) Родительская суббота (36) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (769) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (28) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (4) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (164) Елеосвящение (10) Исповедь (38) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (16) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (35) Паломничество (258) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (5) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (41) Православное радио (82) Православный журнал (41) Православный музыкальный архив (172) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (66) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (126) СМИ о приходе (24) Суеверия (42) Телеканал (407) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249–259).

Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937).

Гал., 207 зач., III, 15–22. Мк., 23 зач., VI, 7–13, и за четверг (под зачало): Гал., 208 зач., III, 23 – IV, 5. Мк., 25 зач., VI, 30–45. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Афана́сий Высоцкий, Серпуховской, Младший, игумен

Дни памяти: 12 сентября

Преподобный Афанасий Высоцкий Младший , второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амоса. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия.

2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем - Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха.

Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.

С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освобо-дился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже...», или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.

Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I царица Наталья Кирилловна построила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была «снесена реставраторами как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности»... Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.

Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

Тропарь преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О́браз Бо́жий в богосотворе́нней душе́ твое́й,/ у́м, сло́во, и ду́х соблюда́я/ впери́лся еси́, о́тче преподо́бне Афана́сие,/ любо́вию ко Всетво́рцу Бо́гу,/ и сего́ ра́ди/ моли́твы, труды́, и по́двиги доброде́тельныя восприи́м,/ преше́л еси́ в ве́чныя небе́сныя кро́вы./ Отню́дуже назира́й на́с,/ моля́ Святу́ю Тро́ицу,// е́же насле́дити на́м го́рнее всера́достное блаже́нство.

Перевод: Образ Божий в богосотворенной душе твоей: ум, слово и дух сохраняя, устремился ты, отче преподобный Афанасий, любовью к Творцу всего Богу, и потому молитвы, труды и подвиги добродетельные совершив, переселился ты в вечные небесные обители. Оттуда же наблюдай за нами, моля Святую Троицу, о том, чтобы нам наследовать небесное всерадостное блаженство.

Молитва преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Афана́сие! Ты́, порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде́ всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, во бде́ниих, в моли́твах и посте́х подвиза́лся еси́, и бы́л еси́ наста́вник мона́шествующим, все́м же лю́дем учи́тель ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и все́м лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це твое́й припа́дающим, во блага́я проше́ния и́х испо́лнити. Испроси́ у Ми́лостиваго Го́спода на́шего, да ниспо́слет на́м оби́лие бла́г земны́х, па́че же я́же на по́льзу ду́ш на́ших да да́рует на́м, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в де́нь же Су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

О, чудотво́рче пресла́вный и засту́пниче кре́пкий Бо́гом собра́нней дружи́не се́й! К тебе́, я́ко ско́рому и избра́нному спасе́ния на́шего хода́таю, Богоизбра́нному духо́вных во́инств воево́де, ору́жием моли́твы твоея́ победи́телем над враги́ я́вльшуся, пред ра́кой святы́х моще́й твои́х припа́дающе, преподо́бне о́тче на́ш Афана́сие, вседу́шно прибега́ем: не отврати́ся на́шея нищеты́, моле́нию на́шему внемли́, и от бе́д на́с, святу́ю оби́тель сию́, гра́д се́й и преде́лы его́ сохрани́. Простри́ ру́ку твою́, ско́рую по́мощь подаю́щую. Упра́ви у́м на́ш от пагубоно́сных разсе́яний, и сердца́ на́ша оскверне́нная очи́сти, освяти́ и горе́ име́ти утверди́. От вра́г ви́димых и неви́димых на́с сохрани́, да над страстьми́ победи́тели яви́мся, творя́ще святы́ню во стра́се Госпо́дни, и вся́кое уны́ние попра́вше, ра́доватися о Го́споде начне́м: и та́ко твои́ми хода́тайствы, во смире́нии и простоте́ се́рдца сподо́бимся до после́дняго издыха́ния боголе́пно сла́вити Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свя́та Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Марка, глава 6, ст. 7–13.

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

(Мк. 6, 7-13.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ПЕРЕХОД К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ: Слово в день Успения Пресвятой Богородицы

У спение Божией Матери придает совершенно новое значение переходу человека из этой жизни к жизни вечной. Успение - человек буквально засыпает для того, чтобы встретиться с Господом в Царствии Небесном. Была скорбь временного расставания, но радость наполняла сердца людей и Ангелов, которые торжественно провожали Божию Матерь в этот путь. Смерть и скорбь не имели уже такой силы над ними. И Божия Матерь действительно только лишь уснула: уже на третий день тела Ее не обрели во гробе, Она уже находилась в Царствии Небесном.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 11:41 мин. Размер 05.35 Mb)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Чудес много!

    После автомобильной аварии, перенеся несколько трепанаций черепа, этот человек находился в коме. Родственники положили ему на голову мешочек с землей от могилы праведного Симеона – и к больному вернулось сознание, он быстро пошел на поправку.